aqua-kop.ru

Сообщение на тему любовная лирика есенина. Тема любви в творчестве (Есенин С

Есенин раскрывается в своих стихах. Он дает возможность каждому, кто читает поэмы, заглянуть прямо в душу одному из самых гениальных людей России того времени.

Биография поэта

Сергей Есенин (3 октября) в 1895 году в Рязанской губернии, а умер 28 декабря в 1925 г. в Ленинграде. Всю жизнь он страстно любил свою родину, что, безусловно, прослеживается во многих его стихах. Страна вдохновляла его на лирику.

Жители России становились героями в поэмах. Зачастую он описывал простую крестьянскую жизнь.

В отличие от того же Некрасова, Сергей Александрович знал о крестьянских проблемах не понаслышке, поскольку и сам был в том же положении.

Судьба была к нему благосклонна, и в 1904 году мальчик отправился постигать основы наук в земское училище Константинова. Затем продолжил обучение в церковноприходской школе. Закончив ее, Есенин собрал вещи и переехал в Москву. Там он поначалу работал в лавке у мясника, потом в типографии. При этом не забывал про обучение. Был вольнослушателем в Народном университете им. Шанявского, где посещал курсы истории и философии.

Начало поэтической жизни

Работа в типографии позволяла знакомиться с писателями и поэтами, которые приходили издаваться. Его первые стихотворения опубликовал журнал “Мирок” в 1914 году. Его не смутило то, что пришлось писать на детскую тематику. Любовь в лирике Есенина проявилась позже.

В 1915 году его впервые услышали Городецкий и Блок. А годом позже его забрали в армию. Шла война, на которой он стал санитаром. В то же время вышел первый сборник стихов «Радуница», принесший ему популярность.

Есенина любила императрица Александра Федоровна и ее дети. Он выступал перед ними в Царском Селе.

Новая эра

В начале 20-х годов молодой Сергей Александрович открывает для себя имажинизм и становится его представителем.

После поездки по Средней Азии увлекся восточными мотивами, песнями, стихами.

В двадцать первом году происходит событие, которое меняет его жизнь. Он влюбляется в Айседору Дункан, танцовщицу, на которой через полгода женится. После свадьбы они уехали за границу и там провели В Америке пара задержалась на четыре месяца.

Вскоре по возвращении брак распался.

Есенин посвятил себя издательскому делу и небольшому книжному магазинчику. До самой смерти много путешествовал.

Последние годы

В последние годы на него заводили несколько уголовных дел за драки, пьянство, неприличное поведение.

Советское правительство старалось поддерживать Есенина, считая его гением того времени. Раковский советовал Дзержинскому отправить поэта в санаторий, где того вылечат от пьянства.

В 1925 году Сергея Александровича удалось заставить лечь в больницу. Но в декабре того же года он выписался, взял все деньги из своих сбережений и уехал в Ленинград. Там он встречался с видными писателями и литераторами, жил в дорогой гостинице.

Есенин страдал от депрессии. И в той же гостинице, написав пару строчек нового стихотворения, он повесился.

Тема любви в лирике Есенина

Сергей Александрович был не просто поэтом, он был художником и даже музыкантом. Такая чувственная натура артиста страдала от одиночества. Он был женат три раза. Менял одну любовницу за другой. Ни одна не принесла ему долгожданного счастья.

Но все они были в свое время откровением для поэта. Каждая становилась музой.

Тема любви в лирике Есенина не была похожа на те же переживания у других. Автор сделал ее актуальной и очень интимной.

Эта тема начала звучать с самого начала в его поэмах. В первых стилизованных под фольклор произведениях вроде «Подражания песне» он наслаждается желанием быть любимым, возможностью украсть поцелуй девушки. Стихотворение больше напоминает лирический напев.

Юная любовь в творчестве Есенина

Первые произведения он посвящал Анне Сардановской. В них Есенин предчувствует радость предстоящей встречи.

Тема любви в творчестве Есенина позже стала смешиваться с восторгом от природы его страны. Он наделяет цветы, деревья, природные явления характерными женскими обличьями. К примеру, Кашину он сравнивает с невинной юной березой. Длинные косы ее причесывает луна. И в то же время в стихотворении рассказывается о том, как пастушок приходит к дереву, что превращается метафорически в девушку. Он обнимает ее за оголенные коленки. Но ухаживания эти невинны.

Книга Есенина «Стихи о любви» тоже пропитана целомудренными чувствами. Она не получила должного внимания и не была опубликована. А затем тема любви в стихотворениях Есенина начала преображаться. Она видоизменилась.

Есенин на перекрестке

Меняется его настроение в «Москве кабацкой». Мало того что Есенин переживал трудности в личном плане. Менялась Россия. Возникало абсолютно новое государство, с другими моральными ценностями. Ему казалось, что больше никому его творчество не понадобится.

В то же время поэт начал искать утешения в алкоголе. Он попробовал заглушить боль, и ему ненадолго стало легче. С тех пор Есенин не мог себе отказать.

Опьянелый от вина, он утратил свою невинность взглядов. Поэт пишет «Письмо к женщине», ставшее его исповедью, признанием в том, что напивается из-за страданий.

Тема любви в творчестве Есенина превращается отныне из божественного знака в чуму, в болезнь. И он становится циником, видящим лишь плотские проявления чего-то ранее святого.

Женщины превращаются в собачью свору, готовую загрызть его. Но в конце стихотворения поэт описывает, что не в силах сдерживать слезы, и просит прощения.

Сергей старается заглушить собственную боль любовью. Тема любви в поэзии Есенина становится лекарством. И снова его произведения становятся окрыленными и преисполненными надежд.

Новая любовь

У него появляется новая муза - Августа Миклашевская. Она исцеляет Есенина, дает возможность творить. У поэта рождается цикл стихов «Любовь хулигана». Он опять идеализирует некогда ненавистное чувство.

Ярким примером этого периода жизни можно назвать стих «Заметался пожар голубой». Есенин уверяет, что для него это чувство возникло как впервые, и он теперь не хочет скандалов и ссор. Алкоголь забыт. Жизнь окрасилась в яркие краски. Тема любви в лирике Есенина преобразилась. Себя поэт сравнивал с хулиганом, которого приручили.

Августа стала его новым смыслом. Он сравнивал ее даже с Богоматерью.

А в 1924 году у поэта наступает новый виток в жизни. Он знакомится в Батуми с другой музой, Шаганэ. Ей лирик посвятил множество стихов. Для нее создал «Персидские мотивы». Все они словно одно признание своих чувств.

Он писал о том, что не знает персидского, но язык не помеха. Тема любви в поэзии Есенина понятна для всех. В этом сборнике светлое чувство смешивается с ностальгией по родному дому.

В нем сражаются две стороны. Одна из них сходит с ума по девушке, вторая не может оставить Родину.

Финальные аккорды лирики

Есенин после многих попыток обрести любовь, окончательно в ней разочаровывается. Последние стихи больше пропитаны ненавистью к светлому чувству, иронией, цинизмом. Он подмечает лишь неискренность в женском поле, видит его лукавство. В одном из стихов Есенин называет дам пустыми.

До последнего момента он верил, что может встретить свою мечту, настоящее чувство. Ему хотелось увидеть идеал. В стихотворении «Листья падают, падают листья» звучит не столько отчаяние, сколько желание быть любимым, отдаться любви, повстречать чистую девушку, с которой можно прожить до конца дней. Есенину хотелось успокоиться. И он искал ту, которая могла бы излечить раны повидавшего многое поэта.

Лирика Есенина передает читателям полную и подлинную гамму его чувств. В ней нет лжи. Она целиком соответствует биографии поэта. Все его эмоции были выплеснуты на бумагу. Казалось, что Есенин ничего не утаивал от других. Он жил, словно открытая рана.

Возможно, именно поэтому его поэзия до сих пор остается такой актуальной. Она всегда будет популярной, любимой многими. Ведь он говорил для людей и о человеческих чувствах.

Поэт понимал это. Тема любви в лирике Есенина доступна и понятна каждому. Все ее переживают. Большинство страдает от каких-то проблем.

Любовь к России

Виды любовной лирики бывают разными. Она может быть адресована к родным, к близким, а может относиться и к целому государству.

Есенин был любимым поэтом для императорской семьи, а позже стал народным достоянием при советском обществе. Как так могло произойти?

Все дело в том, что он говорил общим языком с народом. Тема любви в была наполнена признательностью к своей стране. Он не один раз пожертвовал личным счастьем ради нее.

Чаще всего Родина отвечала ему взаимностью.

Сергей Александрович как-то подметил, что вся лирика его живет только благодаря любви к России. В его поэзии это название встречается, возможно, чаще, чем все остальные.

Есенин не уставал делать признания в своих чувствах к Руси. Эта любовь легла в основу всех его жизненных деяний. Она оказалась сильнее, чем сам поэт.

Все, что ощущал Есенин, что окружало его, и было Родиной. Ему сложно давалось отделить одну тему от другой. Любовь к своему государству вплеталось в другие сюжеты. Очень часто она соединялась с женскими образами и становилась еще более личной.

К примеру, в его строках про осень описывается девушка, «выпитая» другими, с усталостью в глазах.

Природа России всегда была для Есенина чем-то живым, с душой и сердцем. Животные и деревья, времена года становятся такими же важными, как и образы женщин.

Быть может, только эта красота, нежность окружающей среды удерживала долгое время депрессию, которую испытывал Сергей Есенин. Тема стала его отдушиной.

Поэт и политика

В своей любви он не был слеп. Сергей Александрович видел порочность труда крестьян, их нелегкую жизнь. стала для него небывалым достижением, прогрессом. Он надеялся на изменения.

Есенин разочарован тем, что к власти приходят не эсеры, а большевики, и культурой перестают интересоваться.

Со временем поэт предпринимал попытки смириться и полюбить новую власть. У него практически получилось это после поездки в Америку. Но поздние стихи свидетельствуют о том, что он прекрасно помнит те времена, когда власть принадлежала монархии, и ему тяжело угнаться за прогрессом.

Сочинение

Когда человек рождается, то все вокруг него наполнено любовью, он не знает чувства ненависти и обиды. Любовь — первая и основополагающая эмоция и чувство. Но по мере взросления, к сожалению, человека начинают окружать не очень приятные вещи, и отношение к жизни меняется.

Но все же, несмотря ни на что, любовь остается в жизни людей, напоминая о себе первым поцелуем, морским бризом, лунными ночами и ласковым маем, когда вся природа ликует и любит жизнь. Отношения между мужчиной и женщиной только тогда бывают хорошими, долгими и плодотворными, когда основаны не столько на взаимном уважении, сколько на любви.

Поэтому о том, что называется любовью, вечно размышляли, спорили, спрашивали друг друга и никогда не находили точного ответа. Уж очень хотелось понять: почему человеку невыносимо жить без любви и почему так трудно любить? Писатели и поэты посвящали теме любви не только книги и тома, но и свои жизни. И каждый из них видел любовь по-разному, разным наполнял её.

Как же рассматривал это чувство в своих стихах хулиган и деревенский поэт Сергей Есенин?

Мне бы хотелось обратить особое внимание на цикл стихов «Любовь хулигана». Существенной особенностью этого цикла является то, что он выстроен как роман о влюбленном герое. Здесь рассказывается история любви, от зарождения чувства до его окончания, от «первый раз я запел про любовь» до «разлюбил ли тебя не вчера?»

В «Любви хулигана» образ любви светел, и потому лирический герой заявляет: «В первый раз отрекаюсь скандалить»; «Разонравилось пить и плясать, и терять свою жизнь без оглядки»; «Я прощаюсь с хулиганством». Эта любовь настолько чиста, что любимая ассоциируется с иконным ликом: «Твой иконный и строгий лик, по часовням висит в рязанях».

Но справедливости ради нужно сказать, что этот цикл относится к позднему периоду поэзии Есенина (если можно так сказать, ведь умер он в 27 лет!). До этого существовал сборник «Стихи скандалиста», где любовь была равна «постели»: «Наша жизнь — простыня и кровать, наша жизнь — поцелуй и в омут». А «Любовь хулигана» — тончайшая психологическая лирика, в ней осенние настроения поэта созвучны душевному покою. И в этих стихах, и в последующих творениях на эту тему мы не наблюдаем любовного пессимизма, любовной драмы, характерной для образа любви в лирике М. Лермонтова, А. Ахматовой, А. Блока, В. Маяковского.

В чистые и нежные тона окрашена любовная лирика С. Есенина. Чувство любви воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке. Через мельчайшие детали он рисует сложную гамму чувств. Только две строки, и все становится понятным:

Все равно — глаза твои, как море,

Голубым колышутся огнем

Вот она, неповторимость чувства, истинная поэтичность переживаний, великая красота любви.

Следующий цикл стихов о любви — это «Персидские мотивы», в которых у Есенина раскрывается тайное искусство любви, он пишет стихи об умении любить, об угадывании желаний. Поэт упоминает о Саади, который создал образ турчанки, затмившей красотой всех и вся. Он дает прекрасному образу множество названий: «дыханье ранней весны», «мускус и амбра», взгляд ее хмельней багряного вина, и «тускнеет пред нею свет, которым весь мир озарен».

В 1925 году в любовной лирике Есенина раскрылась донжуанская тема. Такие стихи, как «Ты меня не любишь, не жалеешь…», «Не гляди ты на меня с укором…», «Какая ночь! Я не могу…» посвящены «вспыльчивой связи», принятой за любовь, легкомысленным женщинам. Эта любовь без страдания, она — в удовольствие, это чувство не требует от поэта жертв. Это любовь умиротворяющая, она соответствует настрою поэта на душевный покой:

Походить я стал на Дон Жуана,

Как заправский ветреный поэт…

Таким образом, отношение Есенина к любви не было постоянным, оно менялось у поэта с возрастом. Вначале — это радость, восторг, он видит в любви только удовольствие. Затем любовь становится более страстной, приносящей как жгучую радость, так и жгучее страдание. Позже в творчестве Есенина наблюдается философское осмысление жизни через любовь. В его поздней лирике складывается концепция благодатной любви, необременительной, дарящей радость и тихую грусть.

Другие сочинения по этому произведению

«Есенинская поэзия согревает нас…» (по поэтическому творчеству С. Есенина)

Тема любви занимает значительное место в лирике Есенина. В стихотворениях поэт передает различные переживания, связанные с этим чувством: радость встречи, тоска разлуки, любовные порывы, грусть сомнений, отчаяние. Уже в ранней лирике богатая образность и разнообразные интонации служили воспеванию красоты светлых чувств. Поэт воспринимает любовь как чудо: «кто выдумал твой гибкий стан и плечи – к светлой тайне приложил уста».
Есенин был очень любим женщинами, но интимная лирика поэта зачастую окрашена трагизмом. В книгу Есенина «Москва кабацкая» вошли два цикла: «Москва кабацкая» и «Любовь хулигана». В них описывается не любовь в высоком смысле, а чувства, характерные для подростков, когда женщина и притягивает, и раздражает одновременно. В юношеской незрелости проступают надрывные интонации. Не имеющий «средь людей… дружбы», поэт сравнивает любовь со страшной, неизлечимой болезнью:

Я не знал, что любовь – зараза,
Я не знал, что любовь – чума.

В Москве кабацкой и любовь – кабацкая, продажная, лживая, жалкая имитация настоящего чувства, в котором лирическому герою видится «гибель»:

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.

Есенин, познавший горечь такой «любви», не смог пройти мимо этой темы и отразил в своем творчестве любовь-отчаяние, любовь-бред, любовь на уровне животного инстинкта. Понимая несостоятельность такой любви, разочарованный лирический герой стихотворного цикла просит у своей подруги прощения. Душа героя жива, полна доброты и человечности:

Дорогая, я плачу,
Прости… Прости…

Восхищение женщиной, ее красотой и тайной возникает в цикле «Любовь хулигана». Герою уже не хочется ходить по кабакам, «пить и плясать» и «терять свою жизнь без оглядки». Он рад смотреть на любимую, видеть «златокарий омут» ее глаз и «тонко касаться руки и волос» ее «цветом в осень».
В стихотворении «Заметался пожар голубой» поэт признается: «В первый раз я пишу про любовь», подчеркивая, что не считает любовью то, о чем писал в цикле «Москва кабацкая». Голубой пожар – метафора любви, передающая надежду поэта на воскресение. Но очень скоро герою становится грустно, и он начинает сомневаться в себе и своих чувствах:

Потому и себя не сберег
Для тебя, для нее и для этой.
Невеселого счастья залог -
Сумасшедшее сердце поэта.

В следующих стихотворениях цикла трагедийная интонация усиливается, появляются мотивы ревности. Герой сочувствует любимой, у которой тяжелая жизнь:

Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!

Ему представляется, что в жизни уже «не осталось ничего, как только желтый тлен и сырость».

Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.

Поэт, мечтавший о высоком чувстве, о духовной близости, находит лишь страсть. Такая любовь не просветляет, а опустошает человека.
Цикл стихотворений «Персидские мотивы» считал лучшим из всего написанного. Создавались «Персидские мотивы» на Кавказе в 1924–1925 годах. Цикл представляет собой лирико-философские раздумья, в которых слияние трагического и философского начал достигло своей завершенности. В нем Есенин вдохновенно создал воображаемую Персию, в которой ему хотелось побывать. Важнейшей чертой «Персидских мотивов» является их музыкальность, создающаяся повторением рефренов.
Наиболее характерно в этом отношении стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», в котором поэт обращается к конкретной девушке, молодой учительнице по имени Шаганэ Тальян, с которой поэт встретился в декабре 1924 года. Он часто посещал ее, дарил ей цветы и читал стихи. Расставаясь, поэт подарил ей книгу с надписью: «Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне». Девушке в ту пору было 24 года, по происхождению она была армянка, отличалась необыкновенной красотой, и с нее поэт писал свою персиянку.
Рефрен «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» усиливает восхищение красотой любимой. Есенин рассказывает девушке о своей единственной любви, о любви к родной земле.

Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.

Поэт не в состоянии забыть свою русскую подругу:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…

Многие любовные стихотворения Есенина посвящены конкретным женщинам. Например, цикл «Любовь хулигана» посвящен актрисе Камерного театра Августе Леонардовне Миклашевской, а в стихотворениях «Письмо к женщине», «Письмо от матери», «Собаке Качалова» говорится о сложных взаимоотношениях поэта с его самой любимой женщиной – первой женой Зинаидой Николаевной Райх:

Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое в лицо бросали мне.

В последний год жизни Есенин создал стихотворения о любви, в которых осуждает ложь в человеческих отношениях, с тоской пишет о сердцах охладевших, не способных дарить людям любовь. Эти стихи необыкновенно трагичны. Себя он считает уже неспособным любить, это справедливая расплата за неразборчивость чувств в молодости. Единственная надежда, что любимая женщина вспомнит о нем хоть когда-нибудь. В стихотворении «Ты меня не любишь, не жалеешь…» он пишет:

Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

Есенинский герой проходит путь от восторженного восприятия любви, восхищения женской красотой до мысли о невозможности гармонических отношений между двумя людьми.

Данная работа представляет собой реферат, подготовленный студентом ДИТИ НИЯУ МИФИ Фатхутдиновым М., под руководством Бабенко С.Б., преподавателем русского языка и литературы, для участия в научно-практической конференции.

Реферат

«Много женщин меня любило, Да и сам я любил не одну»

(тема любви в творчестве С. Есенина)

Выполнил:

Студент Фатхутдинов Марат

Студент ДИТИ НИЯУ МИФИ 131 группы

Димитровград,

2012 г.

Введение

«Много женщин меня любило,

Да и сам я любил не одну»

Поэзия Есенина, как и его короткая жизнь, поражает своей искренностью, обостренной тоской чувств, поведавшей о том, что омрачало, волновало, радовало его душу.

Тема любви пронизывает творчество любого поэта, музыканта, художника. Иногда кажется, что сказано уже все, однако, каждый находит новое, свое звучание, ведь любовь - интимное чувство, и каждый любит по-своему, поэтому эта тема в искусстве вечна.

В творчестве С. Есенина тема любви звучит в самых ранних стихотворениях. Сначала это произведения фольклорно-поэтического, характера, например «Подражание песне», написанное в 1910 году: «Мне хотелось в мерцании пенистых струй // С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй». Стихотворение похоже на народную лирическую песню.

Позже в любовной лирике появляются мотивы, сливающие воедино поэзию любви с поэзией природы, передающие возвышенную одухотворенность чувства и его целомудренность

Совсем иная «любовь» появляется в «Москве кабацкой». Начало 20 годов - время душевного кризиса поэта, мечущегося между старой и новой Россией, чувствующего свою ненужность. Утешения он искал в пьянстве и разгуле. Кажется, он не способен на светлое чувство. В «Письме к женщине» Есенин признается: И я склонился над стаканом, Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить В угаре пьяном...

Любовь теперь видится ему не прекрасным светлым чувством, а бедой, омутом: «я не знал, что любовь - зараза, Я не знал, что любовь - чума». Это разочарование рождает циничные, вульгарные, грубые строки: «Сыпь, гармоника. Скука... Скука… Гармонист пальцы льет волной. Пей со мной, паршивая сука, Пей со мной. Излюбили тебя, измызгали - Невтерпеж». Такое неуважительное отношение к женщине появляется в творчестве впервые. Слова оскорбления адресуются всем женщинам: "свора собачья". Однако в конце герой проливает сентиментальные слезы и просит прощения: «Дорогая, я плачу. //Прости... Прости...». Утешения герой все же пытается искать в любви, любовью старается излечить кровоточащие душевные раны.

Любовь к женщине не в силах заглушить другое чувство - любовь к родному краю, тоску по родине. Стихи последнего периода творчества полны презрения к неискренности отношений, неприятия женского лукавства, поэт осуждает «легкодумных, лживых и пустых женщин». Есенин всегда мечтал о чистой, возвышающей человека любви, в последние годы в своем творчестве воспевает идеал радостного, светлого чувства. «Листья падают, падают листья...» - стихотворение, написанное человеком, уставшим от ударов судьбы, человеком, ищущим надежную гавань: «Я хотел бы теперь хорошую // Видеть девушку под окном». Лишь такое настоящее чувство способно успокоить «сердце и грудь».

Любовная лирика поэта запечатлела целую гамму человеческих чувств. Как и все его творчество, она автобиографичная и правдива, в ней раскрывается личность поэта, его душа. Любовная лирика Есенина, по словам Н. Рыленкова способна утолить «жажду человеческой нежности». Каждый читатель находит в его стихах своё видение любви, ведь «все на свете из людей Песнь любви поют и повторяют».

О тех женщинах, с кем сводила его судьба можно много рассказывать. Каждая из них неповторимо, по-своему, соприкоснулась с любовью, дружбой поэта.

Сардановская Анна Алексеевна

Первой любовью Сергея Есенина была Анюта Сардановская, внучка священника, вместе с ней Есенин учился в епархиальном училище, она была сестрой друга детства поэта . Юношеская влюбленность. О ней он напишет позднее.

В пятнадцать лет
Взлюбил я до печёнок
И сладко думал,
Лишь уединюсь,
Что я на этой
Лучшей из девчонок,
Достигнув возраста, женюсь.

Дивное время полуотрочества, полуюности! Дивные долгие летние вечера, бесконечные, зимние ночи, когда кипение души, разговоры, Притяжение отталкивание, стыдливая и оттого ещё более горячая и неудержимая влюблённость. Анна Сардановская! Анна Сардановская! Её имя

уже известный поэт возьмёт для лучшей своей поэмы. А тогда –

захлёст чувств, радости и сомнения – и строчки, строчки,

строчки… (Анне посвящено стихотворение «За горами за жёлтыми

далями». Другие не сохранились.). И предчувствие будущего, и сладкая

тяжесть призвания, и крепнущий зов судьбы – всё, всё слилось,

сконцентрировалось в эти два слова Анна Сардановская.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: “Нет!”

Далекие, милые были!..

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит, любили и нас.

Отношения Есенина и Анны не сложились, Анна вышла замуж за другого и умерла при родах. У Есенина было много женщин, но он всегда помнил свою первую любовь и к концу жизни написал поэму “Анна Снегина”. “Анна Снегина” - это сердечная память об Анне Сардановской.

Кашина Лидия Ивановна

В образе Анны Снегиной воплотились и черты помещицы Лидии Кашиной, которой поэт был увлечен. Поэт часто бывал в доме Кашиной. Лидия Ивановна была молодая, интересная, образованная женщина. История подтверждает: уже известный на всю Москву молодой поэт пришел в «дом с мезонином» по приглашению самой Лидии Кашиной – она интересовалась его творчеством и просила почитать стихи. Анна Андреевна хорошо запомнила этот визит. В тот день было морозно и солнечно, выпал молодой снежок. Сергей, как показалось Ступеньковой, переступил порог не без робости и с любопытством. «Будто на алтарь какой взошел», - вспоминала Анна Андреевна.
В поэме Есенин рассказывает об этой встрече иначе:
Был скромный такой мальчишка,
А нынче…
Поди ж ты…
Вот.
Писатель…
Известная шишка…
Без просьбы уж к нам не придет.

Ёй поэт посвятил стихотворение “Зеленая прическа”. В стихотворении «Зеленая хрупкая девушка сравнивается с тонкой, заглядевшейся в пруд березкой, ее косички – с ветвями, прибранными лунным гребешком. Девушка-березка открывает «тайну …древесных дум», рассказывает о пастухе, приходящим к ней «ночью звездной». Это первое чувство девушки, неискушенной в любовных утехах. В духе целомудрия задумывал Есенин выдержать книгу «Стихи о любви», однако этот цикл так и не был осуществлен.

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил – печальный

Твой предосенний шум.

В черновике данного стихотворения сохранилась такая строчка: «Прощай моя невеста до новых журавлей ». Та, которой посвящалась эта строчка, не могла быть невестой Есенина. Но интонация, откровенность, невольно подталкивают к отождествлению лирического героя с самим автором, а трепетной берёзки – с вдохновившей поэта молодой женщиной – Лидией Ивановной Кашиной.

Изряднова Анна Романовна

В 1912 году Сергей Есенин в 17-летнем возрасте приехал покорять Москву. Считая себя поэтом, Есенин отказался работать с отцом в мясной лавке приказчиком и сам выбрал место с крохотным жалованьем в типографии, рассчитывая здесь печатать свои стихотворения. В корректорской никто из сотрудников его поэтом не признаёт (ещё бы, они готовят к изданию произведения великих русских поэтов!), а редакции газет и журналов, где юноша показывает свои стихи, отказываются их публиковать. Только курсистка Аня, Анна Изряднова, также служившая корректором у Сытина, сумела в мальчишке, который был моложе ее на четыре года, увидеть настоящего поэта. Как она его понимала! Как она любила его! В выходные дни они вместе ходят на занятия в университет Шанявского, много говорят о поэзии, литературе. После работы Есенин провожает Анну до дома во 2-м Павловском переулке, а потом возвращается на Серпуховку, где живёт с отцом в небольшой комнате.

Анна стала его первой женщиной. Сергей почувствовал себя взрослым мужчиной, мужем. Для Есенина этот период стал самым изобильным в его творчестве. Он написал 70 прекрасных стихотворений. Именно с этого времени он состоялся как поэт. Несомненно, его творческому росту способствовало проживание в Москве, общение с литераторами и издателями, занятия в университете Шанявского, работа в корректорской, но главное - его любовь к Анне. Это соединение таланта и любви в жизни поэта следует считать "изрядновским" периодом. И совсем не случайно в это время появились главные строки:

Если крикнет Рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая.

Дайте родину мою".

21 марта 1914 года Анна забеременела и несколько месяцев старательно скрывала беременность от всех. Шло время. На шестом месяце скрывать беременность от родных далее Анна не могла. Известие о внебрачных отношениях и ожидание ребёнка тяжело было принято в семье Изрядновых. Анна вынуждена была уйти. Она сняла комнату около Серпуховской заставы и стала с Есениным жить совместно.

Тихо дремлют в тумане плетни.

Не тоскуй, моя белая хата,

Что опять мы одни и одни.

Чистит месяц в соломенной крыше

Обоймённые синью рога.

Не пошел я за ней и не вышел

Провожать за глухие стога.

Знаю, годы тревогу заглушат.

Эта боль, как и годы, пройдет.

И уста, и невинную душу

Для другого она бережет.

Не силен тот, кто радости просит,

Только гордые в силе живут.

А другой изомнет и забросит,

Как изъеденный сырью хомут.

Работа, дом, семья, Анна ждет ребенка, и на поэзию уже сил и времени не хватает. Для вдохновения Сергей уезжает в Крым. Один. Вернулся полный впечатлений и вдохновения. Он бросил работу и целыми днями писал стихи. Анна не перечила и ничего не требовала от него. Просто любила. Ему же было так удобно. В декабре 1914 года Есенин отвез жену в роддом. Страшно гордился, когда родился сын. К возвращению Анны из больницы отмыл комнату до блеска, приготовил обед. 19-летний отец с удивлением вглядывался в крошечное личико сына, отыскивая в нем свои черты, и никак не мог налюбоваться. Назвал малыша Георгием, Юрочкой.
В своих воспоминаниях Анна Романовна писала:

В конце декабря у меня родился сын. Есенину пришлось много канителиться со мной (жили мы только вдвоём). Нужно было меня отправить в больницу, заботиться о квартире. Когда я вернулась домой, у него был образцовый порядок: везде вымыто, печи истоплены, и даже обед готов и куплено пирожное, ждал. На ребёнка смотрел с любопытством, всё твердил: "Вот я и отец". Потом скоро привык, полюбил его, качал, убаюкивал, пел над ним песни. Заставлял меня, укачивая, петь: "Ты пой ему больше песен". В марте 1915 года поехал в Петроград искать счастья. В мае этого же года приехал в Москву, уже другой. Немного побыл в Москве, уехал в деревню, писал хорошие письма. Осенью заехал: "Еду в Петроград". Звал с собой... Тут же говорил: "Я скоро вернусь, не буду жить там долго".

Но Есенин к Анне не вернулся. В столице его приняли восторженно. Вскоре вышла первая книжка стихов. Шла суровая мировая война. Поэта призвали в армию. Он служил в санитарном поезде, доставляя с фронта раненых. Потом произошла Февральская революция. Поэт дезертировал из армии Керенского. Летом 1917 года со своим другом, поэтом Алексеем Ганиным, решил уехать в провинцию. Поэту было девятнадцать лет, когда он приехал в Москву. Там он познакомился с Анной Изрядновой. Он нашел в ней родную душу. Они вместе проводили дни, ей первой он читал свои стихи, по вечерам он провожал её пешком через всю Москву. Анна приютила Есенина у себя, стала ему гражданской женой и в 1914 году родила ему сына Юрия. Есенин очень любил сына, Анна была единственным человеком, которому он безгранично доверял.

Память о ней была свята. К ней он приходил жечь рукописи, к ней он пришел в роковой день отъезда в Ленинград, в декабре 1925, чувствуя, что его вот-вот убьют, заходил прощаться, сказал: “Береги сына”. Видно, сердце поэта предчувствовало беду. Жестокая учесть ждала его сына, столь же независимого, смелого в суждениях, также писавшего стихи. В 1937 году он был арестован и после садистских пыток расстрелян.

Воспоминания о первой серьёзной любви, о семье, так сложно и мучительно создававшейся и всё же не состоявшейся, о первенце-сыне как самой звонкой и, в то же время, грустной песне, изумительно выразились в стихотворении 1916 года, при первой публикации (в марте) имевшем название «Тёплый вечер»:

Знаю, годы тревогу заглушат.
Эта боль, как и годы, пройдёт.
И уста, и невинную душу
Для другого она бережёт…
Не с тоски я судьбы поджидаю,
Будет злобно крутить пороша.
И придёт она к нашему краю
Обогреть своего малыша.
Снимет шубу и шали развяжет,
Примостится со мной у огня.
И спокойно и ласково скажет,
Что ребёнок похож на меня.

Зинаида Николаевна Райх

Её называли демонической женщиной, которая играючи разрушила жизни двух гениальных мужчин. Кем же она была? Музой поэта? Ведущей актрисой театра Мейерхольда? Или просто женщиной, которая любила и была любима?

В 1917 году в редакции газеты “Дело народа”, где печатались стихи Есенина, поэт знакомится со смешливой, бойкой девушкой Зинаидой Рейх. С ней он отправляется в путешествие на Север, в Соловки и в Мурманск. Они решают пожениться, обвенчаться. Купили обручальные кольца, нарядили невесту, денег на свадебный букет не было, но они были счастливы. Невеста была прекрасна, она хотела иметь семью, он был влюблен.

Поначалу все было хорошо, снимали квартиру на Литейном. Однажды они выбросили обручальные кольца в окно и тут же помчались их искать. С переездом в Москву семейная жизнь начала рушиться. Даже, несмотря на рождение дочери Татьяны в мае 1918 года и сына Константина в марте 1920-го, года семейная жизнь не сложилась. Они развелись в 1921 году, Зинаида стала актрисой и вышла замуж за Мейерхольда. Зинаида была самой любимой из близких Есенину женщин, и Зинаида очень любила Есенина. Райх написала письмо Сталину, с просьбой честно рассказать о смерти Сергея Есенина. И ее, как и первого сына поэта, постигла ужасная участь. В 1939 году она была зверски убита в собственной квартире, зарезана. В стихах Есенина нет прямого упоминания Зинаиды Николаевны, но он напишет ей стихотворение за стихотворением, одно лучше другого. Например, “Письмо женщине”.

Вы помните,

Вы всё, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.

Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

А мой удел -

Любимая!

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму -

Куда несет нас рок событий.

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Стихотворение “Вечер черные брови насопил…”, хоть и включено поэтом в цикл “Любовь хулигана”, который принято связывать с именем другой женщины, все-таки посвящено Зинаиде Николаевне.

Может, завтра совсем по-другому

Я уйду, исцеленный навек.

Слушать песни дождей и черемух,

Чем здоровый живет человек.

Позабуду я мрачные силы,

Что терзали меня, губя.

Облик ласковый! Облик милый!

Лишь одну не забуду тебя.

И, наконец, стихотворение “Цветы мне говорят – прощай”, написанное за два месяца до гибели поэта, обращено опять к ней.

Цветы мне говорят – прощай,

Головками, склоняясь ниже,

Что я навеки не увижу

Её лицо и отчий край.

И, песне внемля в тишине,

Любимая с другим любимым,

Быть может, вспомнит обо мне,

Как о цветке неповторимом.

Вольпин Надежда Давыдовна

Надежда Вольпин. Она занимала особое место в жизни Есенина. Помните последние строчки из «Шаганэ...»?

«Там на севере девушка тоже.

На тебя она страшно похожа.

Может, думает обо мне…»

Это как раз о ней. Судьба подарила Есенину дружбу с очень интересным человеком – Надеждой Давыдовной Вольпин. Той самой Наденькой, которая безумно любила поэта. Они часто встречались, беседовали. Она боготворила его, ценила его поэтический дар. Она родила Есенину сына Александра, талантливого математика, поэта, познавшего ссылку, отсидевшего в тюремной психиатрической больнице, выдворенного из страны в 1975 году в США.

18-летняя Надежда Вольпин познакомилась с Сергеем Есениным осенью 1919 года в Союзе поэтов. В то время она была членом молодежной группы "Зеленой Мастерской", созданной при Союзе. Они довольно часто виделись в кафе, где собирались поэты и с эстрады читали свои стихи. В один из вечеров, когда Сергея Есенина попросили, почитать стихи, а он, как это часто с ним бывало, то ли кокетничал, то ли действительно не хотел читать и отказывался, к нему обратилась Надежда. Обратилась настойчиво и горячо. И неожиданно для нее он согласился. Начал читать новые стихи…

Молоденькая Надежда была своеобразно хороша собой. А известно, что поэт не мог пропустить ни одной юбки. С этого момента все и началось. Они стали встречаться почти ежедневно там же в кафе или гуляли по московским улицам. Есенин часто провожал Надю и нередко заходил к ней попить чайку.
Тогдашняя жизнь была трудной и голодной, девушка вынуждена была переезжать с места на место. И каждый раз поэт удивлялся неустроенностью быта своей подруги и настойчиво пытался проявлять заботу о ней. К слову сказать, в то время Есенин еще состоял в законном браке с Зинаидой Райх, и у них было двое детей. Правда, жили они врозь, хотя развод и не был официально оформлен. Что было делать Надежде? Она сильно привязалась к Сергею и поняла, что ее чувство к поэту - любовь. Постепенно Надежда и Есенин становились неразлучны. Их связывала не только поэзия, но и страсть, вспыхнувшая однажды и разгоравшаяся, как пожар.

Бениславская Галина Артуровна

На Ваганьковском кладбище в Москве, в двух шагах от могилы Сергея Есенина словно вырастает из земли небольшая плита белого мрамора. На ней написано: "Галина Артуровна Бениславская". Это имя любви, ставшей сильнее смерти.

В жизни Сергея Есенина много неясного, кроме, пожалуй, его убийства и этой, хотя и сложной, но вместе с тем искренней любви к нему Галины Бениславской...

4 ноября 1920 года на литературном вечере "Суд над имажинистами" Есенин познакомился с Галиной Бениславской. “Эта девушка, умная и глубокая, любила Есенина преданно и беззаветно”. Она вела его литературные дела, общалась с его близкими друзьями, заботилась, любила, ревновала, терпела его измены.

Из дневника Г. Бениславской: "До Сергея я не любила никого. Здесь же отчетливо поняла - все могу отдать: и принципы (не выходить замуж), и тело (чего до тех пор не могла даже представить себе), и не только могу, а хочу этого. Знаю, что сразу же поставила крест на своей мечте о независимости, и - подчинилась. Не знала, что в будущем буду бороться с этим чувством и раздувать в себе малейшее расположение к другим, лишь бы освободиться от Сергея, от этой блаженной и мучительной болезни..."

ТАК беззаветно, как любила Галина, редко любят. Есенин считал ее самым близким другом, но не видел в ней женщину. Стройная, зеленоглазая, косы чуть не до полу, а он не замечал этого, о своих чувствах к другим рассказывал.

Галина считала его своим мужем, он же говорил ей: «Галя, вы очень хорошая, вы самый близкий друг, но вас я не люблю…»

Гибель Есенина потрясла её…

После гибели любимого человека Галина "отрезала себя" от всего живого и жила прошлым. Все, что не касалось Есенина, ее не интересовало. Она привела в порядок бумаги Сергея, которые оставались в ее архиве, написала воспоминания о нем. А через год, в таком же вьюжном декабре, в каком хоронили ее любовь, она застрелилась на его могиле...

Предсмертная записка Гали: "Самоубилась" здесь; хотя и знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина. Но и ему, и мне это будет все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое..."

Похоронена она рядом с ним. Люди смертны, бессмертна любовь. На памятнике начертали слова: "Верная Галя".

Что желать под житейскою ношею?

Проклиная удел свой и дом,

Я хотел бы теперь хорошую

Видеть девушку под окном.

Чтоб с глазами она

Васильковыми,

Только мне -

Не кому-нибудь -

И словами, и чувствами новыми

Успокоила сердце и грудь".

Айседора Дункан

Айседора Дункан не говорила по-русски, Есенин не понимал по-английски. Но это не мешало их любви.

В 1921 году в России появилась прославленная актриса, танцовщица с мировым именем Изадора Дункан, решившая открыть в России танцевальную школу. Она встретилась с Есениным в мастерской художника Якулова. Поэт поразил её воображение. Зная по-русски несколько слов, она произнесла: “Ангел, ангел”. Изадора Дункан и поэт полюбили друг друга. Чувства их бушевали, это была большая страсть как с его, так и с её стороны. Её судьба как матери была ужасна, её дети мальчик и девочка погибли в автомобильной катастрофе, она мучительно переживала их гибель, хотела покончить с собой. В 1922 году Есенин и Дункан зарегистрировали свой брак и выехали за рубеж. Они много путешествовали. Но поэт тосковал по дому, по России. Айседора была на 17 лет старше Сергея Есенина. Любила его безумно, страдала, переживала, когда поэт много пил; полтора года мучительной семейной жизни подорвали силы и здоровье обоих. Айседора превратилась в пожилую отяжелевшую женщину с красным некрасивым лицом (по воспоминаниям Горького). Однажды в Германии, разыскивая мужа в течение трёх дней, она нашла его в кабаке; он скрывался от Айседоры с поэтом Кусиковым. Ворвавшись в кабак в красном хитоне, с хлыстом, она перебила там посуду.

За границей написано много стихотворений, но в этих стихах – боль за тех русских, кто вынужден жить за границей.

Снова пьют здесь, дерутся и плачут

Под гармоники желтую грусть.

Проклиная свои неудачи,

Вспоминают московскую Русь.

Есенин устал жить за границей, устал от семейных ссор, скандалов, они вернулись в Россию. Он был очень счастлив, что вернулся на родину. Радовался, как ребенок. Трогал руками дома, деревья. Уверял, что все, даже небо и луна другие, чем там у них. Есенин и Дункан расстаются. Есенину хочется новых чувств, он хочет снова любить. Трагично оборвалась жизнь Изадоры, она погибла в 1938 году во время прогулки на автомобиле, когда её легкий шарф, обвивавший шею, попал в колесо машины и мгновенно удушил её. Вернувшись в Россию, Есенину пришлось очень много испытать. Бездомье, болезнь, выпивки с друзьями, конфликты с имажинистами, против него начались провокации, ему пришлось пройти через клевету литературных критиков, травлю в печати. Ему пришлось пройти через доносы, допросы, судебные угрозы.

Результатом знакомства Есенина с А. Дункан и их путешествия по Европе стал цикл «Москва кабацкая»: «Вечер черные брови насопил...»
«Все живое особой метой...» «Да! Теперь - решено. Без возврата...» «Дорогая, сядем рядом...» «Заметался пожар голубой...» «Мир таинственный, мир мой древний...» «Мне грустно на тебя смотреть...» «Мне осталась одна забава...» «Не жалею, не зову, не плачу...» «Не ругайтесь! Такое дело...» «Пой же, пой. На проклятой гитаре...» «Пускай ты выпита другим...» «Снова пьют здесь, дерутся и плачут...» «Сторона ль моя, сторонка...» «Ты прохладой меня не мучай...» «Ты такая ж простая, как...» «Эта улица мне знакома...» «Я обманывать себя не стану...»

Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

О, возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.

Я сердцем никогда не лгу
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.


Миклашевская Августа Леонидовна

Осенью 1923 года судьба подарила Есенину встречу с Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой Камерного театра, прекрасной, нежной, красивой женщиной. Ей поэт посвятил шедевры любовной лирики, прекрасные любовные стихотворения.

Цикл «Любовь хулигана» посвящен Августе Миклашевской. Любовь к этой женщине была целительной для больной и опустошённой души поэта. Одухотворенное чувство к Миклашевской просветляет, возвышает и вдохновляет Есенина на творчество, заставляет снова и по-новому поверить в значимость идеального чувства. В стихотворении «Заметался пожар голубой...» он восклицает: «В первый раз я запел про любовь, //В первый раз отрекаюсь скандалить». Лирический герой признается: «Разонравилось пить и плясать // И терять свою жизнь без оглядки». Смысл своего существования он видит в том, чтобы смотреть на возлюбленную, "видеть глаз злато-карий омут", касаться тонкой ее руки и волос ее "цветом в осень". Он старается доказать, "как умеет любить хулиган, как умеет он быть покорным".

В любви, в любимой женщине лирический герой видит смысл существования: «Я б навеки пошел за тобой». Это возрождение огрубевшего сердца, звонкая песнь исцеленной Лиры. Любовная линия продолжает свое развитие и в стихотворении "Ты такая ж простая, как все", где портрет любимой представляется лирическому герою строгим иконным ликом богоматери.

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь – как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Воспевал он земные черты в облике любимой.

Ты такая простая, как все,

Как сто тысяч других в России.

Знаешь ты одинокий рассвет,

Знаешь холод осени синий.

Августа Леонидовна вспоминала: “помню, как он сидел на ковре у моих ног, держал мои руки и говорил: “Красивая, красивая… Я буду писать вам стихи…”. По свидетельству друзей “какой-то умиротворенный, непривычно спокойный Есенин и Миклашевская под тонкой синеватой вуалью – зрелище блоковское. Счастливые друзья, видевшие Есенина в пору его последней любви. Она бросает как бы отсвет на всю последующую лирику поэта”.

В 1923 году состоялась помолвка Миклашевской и Есенина, но к вечному союзу она не привела. Судьба распорядилась иначе. В одну из встреч на улице он сказал ей: “Прожил с вами уже всю нашу жизнь”.

Шаганэ

Самый яркий цикл лирических стихотворений “Персидские мотивы”, написанный на Кавказе (1924–1925). В “Персидских мотивах” любовь “не чувственная дрожь”, не “вспыльчивая связь”, а теплота и нежность есенинского сердца, высказанные в ласковых словах, обращенных к восточной красавице.

Руки милой – пара лебедей –

В золоте волос моих ныряют.

Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.

В 1924 году поэт познакомился с армянской учительницей Шагандухт Тальян. Между ними завязалась дружба. Они встречались, бродили по улицам. Поэт рассказывал ей о России, о родных, о своей жизни. Шаганэ много рассказывала о себе, у неё была непростая жизнь. Она рано лишилась семьи, сначала у неё умерла мать, потом отец. Затем умирает любимый муж. Шаганэ была интересна Есенину, с ней было легко, спокойно. Есенин создает цикл стихов о Шаганэ. Есенину видеть в ней прекрасную представительницу восточной женщины, а Шагане относиться с огромным уважением к поэтическому дару Есенина.

Работая над стихотворениями из цикла «Персидские мотивы», С.Есенин в поэтическом воображении создает образ прекрасной персиянки. Встреча в Батуми с красивой восточной женщиной еще больше вдохновила поэта. По воспоминаниям современников, Шаганэ Тальян «внешне была привлекательна: стройная, изящная, с правильными чертами лица, нежной и чистой кожей. Хороши были волнистые каштановые волосы. И завидно красивыми казались глаза: большие, карие, то насмешливо искрящиеся, то нежно сияющие». И если в первых двух стихотворениях «Персидских мотивов» только упоминается безымянная восточная женщина, то в третьем стихотворении поэт обращается к героине по имени: «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» Конечно, это обобщенное поэтическое имя, но толчком к его созданию могла послужить встреча с Шаганэ Тальян. С.Есенин прочитал ей стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», подарил девушке автограф этого стихотворения, а 4 января поэт вручил книгу «Москва кабацкая» с дарственной надписью: «Дорогая моя Шаганэ. Вы приятны и милы мне. С.Есенин. 4.1.25. Батум».

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи -
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...

Шаганэ ты моя, Шаганэ. Есенин и Шаганэ расстались в феврале 1925 года, через два месяца поэт вернулся в Москву.

Софья Андреевна Толстая

Он решительно меняет свою судьбу и женится на Софье Андреевне Толстой, внучке Л.Н.Толстого. Есенин гордился тем, что породнился с Толстым, женившись на его внучке Софье 5 марта 1925. Она была младше Есенина на 5 лет, в ее жилах текла кровь величайшего писателя мира. Она заведовала библиотекой Союза писателей.

Милая, мне скоро стукнет тридцать.

И земля милей мне с каждым днем.

Оттого и сердцу станет сниться,

Что горю я розовым огнем!

Многие друзья считали женитьбу Есенина шагом опрометчивым, да и сам поэт не был уверен, что поступает верно. Софья любила Есенина! Она рассказывала, что постоянно у них в доме гостили какие-то типы, пьяные и грязные... Они спали на тахте, или кроватях, ели и пили и пользовались деньгами Есенина... Зато у Сони не было новых башмачков, ботков, ничего нового, всё старое, сносившееся... Софья Андреевна попыталась вырвать его от нездоровой среды, окружить заботой, вела записи его высказываний, записывала стихи. Есенину было трудно привыкнуть к новому быту. Вернувшись из психушки, он заехал к Софье, чтобы забрать свои вещи; и прямо оттуда отправился в Ленинград, где через несколько дней его найдут повешенным в номере гостиницы "Англетер"... Софья Толстая, последняя возлюбленная Есенина, посвятила жизнь созданию двух музеев - своего мужа и своего великого дедушки… Ушла из жизни в 1957.

Софья Толстая - еще одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Вышедшая из аристократической семьи, по воспоминаниям друзей Есенина, очень высокомерная, гордая, она требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея. Ей выпал горький жребий: пережить ад последних месяцев жизни с Есениным. А потом, в декабре 1925-го, ехать в Ленинград за его телом.

Есенина Татьяна Фёдоровна

Наш рассказ о любимых женщинах Сергея Есенина был бы неполным, если бы мы не рассказали о святой любви Есенина к его матери и сестрам. Он с восторгом говорил о них, он помогал им учиться в Москве, помогал деньгами, делал подарки. В стихах поэт делится самыми сокровенными чувствами и думами с родными. Много стихов посвящено сестре Шуре. “Я красивых таких не видел”, - писал о ней поэт. Трепетно, священно для поэта чувство к матери. Он запечатлел её в задушевных, сердечных строках.

Ты жива ёще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Мама для поэта была самой любимой и дорогой женщиной в жизни...

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом...

(Отрывок из поэмы *Письмо к матери*)

Как-то спросили Татьяну Федоровну Есенину, почему она все время ходит в черном. Она ответила: “Меня все Монашкой зовут, да я не потому в черном хожу: как Сергея похоронила, так вот и не снимаю этот наряд”. Вздохнув, добавила: “Сергей был нежным, мало ли что о нем мелют, а он был совсем не такой…”. Это сказано было уже после смерти поэта. Сказано матерью. Той, которой поэт исповедовался.

Милая, добрая, старая, нежная,

С думами грустными ты не дружись.

Слушай – под эту гармонику снежную

Я расскажу про свою тебе жизнь.



Заключение

"Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, - все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это - искусство..."

Есенин.

Любовная лирика поэта запечатлела целую гамму человеческих чувств. Как и все его творчество, она автобиографична и правдива, в ней раскрывается личность поэта, его душа. Любовная лирика Есенина, по словам Н. Рыленкова, способна утолить «жажду человеческой нежности». Каждый читатель находит в его стихах своё видение любви, ведь «все на свете из людей Песнь любви поют и повторяют».

Сергей Есенин, наверное, более других поэтов стремился душой к добру и любви. Потому эта любовь, эти чувства так ярко, так тепло освещают все его творчество. Даже более - всю его жизнь, и, возможно, именно это позволило А. Толстому сказать: «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души».

Список литературы

1. Башков В. П. Путешествие на родину Сергея Есенина [текст] / В. П. Башков, - М.; Просвещение, 1991 – 159с.
2. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе [текст] / Н. В. Егорова, - М.; Вако, 2005 – 365с.
3. Кошечкин С. Сергей Есенин Стихотворения и поэмы [текст] / С. Кошечкин, - М.; Молодая гвардия, 1989 – 192с.
4. Куняев С. Роман-газета Сергей Есенин [текст] / С. Куняев, - М.; Народный журнал, 1996 – 144с.
5. Лесневский С. С. В мире Есенина Сборник статей [текст] / С. С. Лесневский, - М.; Советский писатель, 1986 – 656с.
6. Марченко А. М. Есенин С. А. Стихотворения Поэмы [текст] / А. М. Марченко, - М.; Дрофа: Вече, 2002 – 336с.
7. Прокушев Ю. Л. Колыбель поэзии [текст] / Ю. Л. Прокушев, - М.; Просвещение, 1982 – 175с.
8. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин Собрание сочинений в двух томах Том 1 [текст] / Ю. Л. Прокушев, - М.; Советская Россия: Современник, 1990 – 480с.
9. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин Собрание сочинений в трёх томах Том 3 [текст] / Ю. Л. Прокушев, - М.; Правда, 1983 – 416с.
10. Эвентов И. С. Сергей Есенин Биография писателя [текст] / И. С. Эвентов, - М.; Просвещение, 1987 – 159с.
11. Клубный вестник Сергей Есенин [текст] / - М.; 2002

Тема любви в лирике С. А. Есенина

Творчество С. А. Есенина неразрывно связано с те-мой любви, оно как бы и не существует без этого высо-кого чувства. Душа поэта не может не любить, не восхищаться, не пылать страстью. Она дышит любовью, живет ею, что и находит свое отражение в лирике.

Первая любовь поэта рождается на его родине, в «стране березового ситца». Стихотворения, относя-щиеся к этому периоду (начало десятых годов XX века), схожи по своему настроению с народными пес-нями, полны деревенской мелодичности и напевно-сти. В них отчетливо слышны фольклорные мотивы («Подражанье песне», 1910г.). С ранних лет в душу С. А. Есенина запали народные сказания, поговорки, загадки. Поэтому первые его стихи отличаются пол-нотой красок, звуков, запахов. В его стихах — мягкая зелень полей, алый свет зари, белый дым черемухи, голубой песок неба.

Любовная лирика занимает значительное место в поэзии С. А. Есенина. В его стихотворениях нашли свое отражение разнообразные переживания поэта — радость встреч с любимой, тоска в разлуке, грусть, от-чаяние. Но тема любви в его стихах тесно переплета-ется с главной есенинской темой — темой любви к Ро-дине. Любовь к женщине раскрывается у него через любовь к родной земле. Он с поразительной способно-стью одушевляет природу отчего края:

Зеленая прическа,

Девическая грудь.

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Березка — его любимый образ, становится берез-кой-девушкой с зеленым подолом, с которым играет ветер; клен на одной ноге; горящая своими плодами рябина; осины, смотрящие в розовую воду; рожь с ле-бединой шеей и множество других удивительных ме-тафор и образов создают в творчестве С. А. Есенина свой особый мир — мир живой и одухотворенной при-роды, в котором жил он сам.

Поэзия любви, сливаясь воедино с поэзией приро-ды, черпает из нее целомудренность весеннего цвете-ния, чувственность летнего зноя.

Возлюбленная поэта — это воплощение красоты окружающего мира, красоты родного деревенского пейзажа. Она предстает перед нами «со снопом во-лос... овсяных», «с алым соком ягоды на коже», а ее «гибкий стан и плечи» придумала сама природа. Так С А. Есенин описывает свою любимую в стихотворе-нии «Не ходить, не мять в кустах багряных...», напи-санном в 1916 году.

В стихотворении «Зеленая прячется...» девушка предстает перед нами в любимом образе поэта — в об-разе тонкой березки, что «загляделась в пруд». Сама березка нам рассказывает, как «ночью звездной» «за голые колени... обнимал» ее пастух и «слезы лил», прощаясь с ней «до новых журавлей ».

В начале двадцатых годов происходит резкая сме-на настроения поэта в стихотворениях о любви. Есе-нин, став свидетелем событий революции, видя изме-нения, происходящие в стране, глубоко почувствовал внутреннее настроение народа. Оно отразилось в цик-ле стихотворений «Москва кабацкая», где деревен-ский песенный лиризм заменяется отчетливым рез-ким ритмом. Поэт, переживая вместе с народом тяже-лые перемены в России, не может определить своего места в жизни, глубоко страдает от сознания душев-ной раздвоенности. Он ждал от революции осуществ-ления мечты о «мужицком рае», вольной, сытой, сча-стливой жизни на земле. Но на самом деле произошло разорение деревенской «голубой Руси». С. А. Есенин почувствовал, что происходит разрушение гармонии с природой. В одном из своих писем этого времени он писал: «Трогает меня... только грусть за уходящее ми-лое, родное звериное и незыблемая сила мертвого, ме-ханического... Мне грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о ко-тором я думал». Это тяжелое настроение выражается и в любовной лирике. Здесь мы уже не встретим слов о возвышенной любви, нет того любования природой, что всегда присутствовало в ранних стихах. Поэт «без возврата» покидает «родные поля». «Да! Теперь ре-шено. Без возврата...», — пишет он в 1922 году. Чувст-ва попраны, на первый план выходят сиюминутные влечения: «Когда... светит месяц... черт знает как», он идет «переулком в знакомый кабак». Нет красоты розового заката, есть только «шум и гам в этом логове жутком».

Отношение к женщине резко изменяется: она уже не стройная березка-девушка, а «паршивая» прости-тутка, которую «излюбили», и «замызгали». Она грязна, глупа, а вместо любви вызывает только нена-висть. Такое настроение поэта выражается в стихо-творении «Сыпь, гармоника. Скука... Скука...», напи-санном в 1923 году. Однако подобные образы являют-ся демонстративным выражением подавленного состояния внутреннего мира поэта. Порочная «кабац-кая » любовь — это отчаянный поэтический крик о гу-бительной страсти кабаков. И все же через тягостный душевный настрой поэтических произведений проби-вается присущий С. А. Есенину лиризм, вырывается на страницы стихотворений задушевность, которые еще больше подчеркивают глубокую трагичность со-стояния души поэта: Дорогая, я плачу, Прости... прости...

В 1923 году поэт возвращается из большого зару-бежного путешествия, которое сыграло значитель-ную роль в его творчестве. Он разочаровывается в бур-жуазно-демократических началах западного мира, разочаровывается и в прошлых идеалах. С. А. Есенин убеждается, «до чего прекрасна и богата Россия. Ка-жется, нет еще такой страны и быть не может». Он не пишет стихотворений о заграничных впечатлениях, ничто не вдохновляет его на творчество вдали от род-ной земли. В его лирике звучит мотив грусти, сожале-ние об ушедшей молодости, о прожитых впустую го-дах, растраченных силах и времени в кабаках среди бродяг и проституток. Теперь поэт снова «запел про любовь», зарекаясь скандалить. В стихотворении «Заметался пожар голубой...» он пишет: Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Лирический герой снова окутан «голубым пожа-ром», его разжигает «поступь нежная, легкий стан» и, конечно же, волосы «цветом в осень». Любовь, как спасительная сила, приводит поэта к возрождению, к желанию жить и творить. В стихотворении «Дорогая, сядем рядом...» он пишет:

Это золото осеннее,

Эта прядь волос белесых -

Все явилось, как спасенье

Беспокойного повесы.

В стихотворении «Сукин сын», написанном в 1924 году, С. А. Есенин вспоминает забытую «девуш-ку в белом», и душа его снова оживает: Снова выплыла боль души. С этой болью я будто моложе... В памяти возрождаются мысли о светлой, чистой деревенской юности. Но разгульная кабацкая жизнь уже успела наложить свой отпечаток на судьбу поэта и вернуть «песню былую» уже невозможно: Да, мне нравилась девушка в белом, Но теперь я люблю в голубом. В этот же период Есенин создает цикл стихотворе-ний «Персидские мотивы», наиболее известным из которых является «Шаганэ ты моя, Шаганэ!». В нем говорится о том, как, находясь вдали от родины, поэт хочет рассказать любимой женщине о несравненной красоте рязанских раздолий, наполнивших его жизнь яркими, незабываемыми впечатлениями:

... Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне...

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий...

Как и весь цикл стихов, оно наполнено романтиче-ским настроением и светлой грустью:

Там на севере, девушка тоже,

Может, думает обо мне...

«Видно, так заведено навеки...» — в этом стихотво-рении, написанном в 1925 году, изливается грусть не-сбывшихся надежд на счастье «к тридцати годам». Лирический герой был готов гореть «розовым огнем», «сгорая» вместе с любимой. И хотя она сердце «со сме-хом» другому отдала, но, тем не менее, эта любовь, безответная и трагичная, «глупого поэта привела... к чувственным стихам». Будучи отвергнутым, лириче-ский герой остается верен прежнему чувству. Он на-ходит снова верного посланника — это «милый Джим»:

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

Стихи С. А. Есенина продолжают нас волновать своим драматизмом лирических переживаний спустя много лет со времени их написания. Это связано с тем, что есенинский лиризм, трагичный и возвышено-романтический, вызывает в читателе чувства, которые близки и понятны каждому.

Загрузка...