aqua-kop.ru

Петр сагайдачный краткая биография. Пётр Конашевич Сагайдачный

Петр Сагайдачный оставил заметный след в истории. Борьба за независимость Украины, которая усилилась во время правления Богдана Хмельницкого, началась именно при Сагайдачном. Его вклад в культуру страны, восстановление православной церкви и укрепление казачества еще предстоит оценить историкам.

Петр Конашевич-Сагайдачный: краткая биография (до 1600 года)

В исторической литературе приводится очень мало информации про детство и юность будущего Наиболее полный источник информации про начало жизни Сагайдачного - стихотворение руководителя Киевской братской школы Касияна Саковича. Родился Петр примерно в 1570 году. Место рождения можно установить, только ориентируясь на информацию из стихотворения, - возле города Перемышль. Просмотрев карту Прикарпатья того времени, мы можем предположить, что это село Кульчинцы. Родители были довольно богатые, но, в отличие от большинства других шляхтичей, придерживались православной веры.

Учился Петр Сагайдачный в первом высшем учебном заведении Восточной Европы - Острожской академии. Прослушав полный курс академии, он получает отличное образование. О раннем периоде жизни легендарной исторической личности больше ничего не известно.

Появление Сагайдачного в Запорожье

Казачество в начале 17-го века было единственной проукраинской силой. Для достижения эффективной деятельности такой мощной силы энергию казаков надо было направить в правильное русло. Сагайдачный изначально поставил перед собой такую задачу и выполнил ее.

О дате восхождения на гетманство судить сложно, ведь существует несколько версий. Украинский историк М. Мельничук считает, что в 1598 году Конашевич уже был избран гетманом. Михаил Грушевский в своем труде "История Украины-Руси" высказывает мнение, что полководец в 1601 году только пришел к казакам. Однако слепо верить каждой из вышеприведенных версий также неправильно.

Отсутствие информации о годах жизни полководца после окончания Острожской академии позволяет предположить, что на Запорожье он появился где-то после 1595 года, но стать гетманом сразу он не мог. Надо было заслужить доверие казаков в боях. Скорее всего, Петр Конашевич-Сагайдачный (фото в виде портрета прилагается) был избран на должность в 1602-1606 годах.

Политические взгляды

Первым гетманом, который мечтал освободиться из-под польского владычества, был Петр Конашевич-Сагайдачный. Государственный деятель из него получился хороший. Как он планировал реализовать свою мечту? Идея заключалась в постепенном усилении казачества. Революционными методами это сделать на тот момент было невозможно, потому что как Польша, так и Османская империя были очень сильны, а Войско Запорожское не настолько организованно, как надо.

Сагайдачный провел административную реформу. Теперь территория Войска Запорожского делилась на полки с центрами в крупных городах. Во главе подразделений стояли полковники, которые руководили всей местной властью. В результате этой реформы удалось укрепить вертикаль власти на

Политическим идеалом Петр Сагайдачный видел независимое украинское государство, управляемое казацкой политической элитой.

Первые походы

Петр Сагайдачный как полководец показал себя практически сразу после вступления в руководящую должность. Первый из знаменитых походов состоялся в 1605 году. Запорожское войско тогда разгромило Варну (турецкую крепость). Символизм этой победы в том, что 10 ноября 1444 года турки под Варной победили поляков. Петр Сагайдачный вместе со своими воинами подобрался к городу со стороны моря, высадил десант, сделав это незаметно для турок, что позволило разгромить местный гарнизон. Цель похода была достигнута, ведь казаки освободили невольников, которых было очень много, и набрали множество трофеев.

Каждый год после похода на Варну Петр Сагайдачный с казаками совершали морские походы. Главная цель каждого выхода в море - освобождение украинцев, которые в городах Причерноморья, подконтрольных на тот момент туркам и Крымскому хану, продавались на невольничьих рынках. Кроме этого, казаки привозили из походов много разной добычи. 1607 год ознаменовался нападениями казаков на (сожгли Перекоп и Очаков). В следующем году запорожцы напали на города, расположенные на юге нынешней Одесской области (Килия, Измаил), откуда привезли много бывших невольников.

Легендарные походы 1614 и 1616 годов

Серия морских походов не закончилась. Их сила только нарастала. Поход на саму Турцию был очень далеким и рискованным, но цель была благая - нанесение ущерба врагу и освобождение пленных. Две тысячи казаков на своих чайках добрались до берегов Турции. Они смогли разрушить портовый город Синоп. Денежный эквивалент ущерба оценивается в 40 миллионов злотых. В этом походе запорожцы освободили несколько тысяч пленных православного происхождения.

Важность похода на Кафу в 1616 году сложно переоценить. Петр Сагайдачный как полководец проявил себя отлично, ведь успех зависел от хитрости. На выходе из Днепра в море запорожцы наткнулись на группу турецких приграничных галер, с которыми пришлось вступить в бой. Казаки победили и обманули турок: часть чаек (а всего их было 150) вернулась назад на Сечь, а остальные спрятались возле Очакова. Турки подумали, что казаки ушли. Дальше препятствий у запорожцев не было. Победа в Кафе дала возможность вернуть в свои семьи огромное количество православных невольников.

Петр Конашевич-Сагайдачный. гетмана в культурной политике

Сагайдачный был одним из наиболее образованных людей того времени в Украине. Понимая, что казаки были фактически военной элитой общества, но далеко не каждый из них имел хотя бы какое-то образование, он принял решение о вступлении всех казаков в Киевское братство. Цель: активизация культурной жизни на Украине и повышение культурного уровня казаков.

Кроме этого, Петр Конашевич-Сагайдачный (краткая биография приводится в статье) организовал восстановление в Киеве православной кафедры. После провозглашения Брестской унии 1586 года практически все церкви и соборы перешли в собственность Греко-католической церкви. На пути из Москвы в Иерусалим в Киеве остановился главный православный иерарх Феофил, с которым и встретился гетман. Он объяснил патриарху ситуацию, которая произошла с украинским православием. По решению Феофила, принятому под влиянием просьбы гетмана, в 1615 году Киевская митрополия была восстановлена; Православная Церковь вернула себе многие владения. Был избран митрополит Киевский и 6 епископов, возглавивших кафедры на местах.

Участие запорожцев в походе на Москву

В 1618 году поляки воевали против Московского княжества. Понимая, что они очень нуждаются в военной помощи из Запорожья, руководство страны обратилось к Сагайдачному. Тот, понимая всю сложность положения Польского государства, выдвинул серьезные политические требования (рассмотрим их ниже), которые были приняты. Только после согласования возможности выполнить требования казацкие отряды выступили в поход. Двигались запорожцы во внутренние территории Московии достаточно быстро. Во время похода были захвачены 20 русских городов, некоторые из них запорожцы сожгли. Войско Запорожское и здесь применило хитрость, постоянно меняя места переправы через речку Оку и не штурмуя те крепости, со взятием которых могли возникнуть проблемы. Петр Сагайдачный (биография гетмана очень интересна) решил просто обойти такие города, как Коломна и Зарайск. Перед началом штурма Москвы поступило сообщение о том, что между поляками и московитами заключен мирный договор.

Политические успехи Сагайдачного

Как дипломат, этот человек тоже добился для Украины многого. была вынуждена идти на уступки и выполнять требования украинской стороны. В 1618 году, еще перед московским походом, верхушка казачества выставила такие условия:

  • упразднение польского надзора над казаками;
  • легитимность власти гетмана над всей территорией Украины;
  • увеличение прав казаков;
  • независимость судебной власти от поляков;
  • свобода вероисповедания населения.

Последнее требование имело своей целью укрепление позиций православия на землях Украины, потому что униатские священники проводили очень активную пропаганду.

Короткая жизнь полководца

Война Польши и Турции началась практически сразу после завершения военного конфликта с Московией. Поляки не смогли обойтись без запорожцев - самой серьезной военной силы в королевстве. Судьбоносная для прекращения жизни гетмана битва состоялась под Хотином (ныне Хмельницкая область Украины), в которой он был сильно ранен.

Исторический портрет полководца был бы неполным без информации о его семье. Он был женат, но в общем семейная жизнь не сложилась. Наверное, такие люди рождались не для семьи, а для страны, для Родины. Ведь наследство свое гетман отдал как раз не жене, а завещал на нужды церквей, монастырей и Киевского братства.

Конечно, история не знает сослагательного наклонения, но, анализируя ход событий 1618-1621 годов, можно с большой уверенностью допустить, что при жизни Сагайдачного, не будь того злополучного ранения, Украина могла обрести независимость либо очень широкую автономию. Вполне вероятно, этого бы достиг Петр Сагайдачный, краткая биография которого вряд ли покажет всю полноту и важность его жизни для страны.

Конашевич-Сагайдачный Петр родился около 1577 г. в с. Кульчицы Самборского района Львовской области (Украина), умер от полученного ранения 20 октября 1622 года в Киеве в возрасте 45 лет.

Талантливый полководец, гетман Войска Запорожского, одержавший громкие победы запорожских казаков над Крымским ханством, Османской империей и Русским царством, захвативший "половину Москвы" в 1618 г.

Подвиг Петра Сагайдачного.

В 22 года в 1598 году на Войсковой раде всех куреней избирается Кошевым атаманом - Гетманом всего Запорожского войска;

- провел военную реформу, превратив разрозненные отряды казаков в регулярную армию с жесткой дисциплиной (в частности, запретил пить водку во время морских походов, а за пьянство сурово наказывал), благодаря чему осуществил ряд успешных походов, гремевших на всю Европу. Так, под его руководством запорожцы взяли

В 1605 г. "самую неприступную" турецкую крепость Варну в 1605 году;

В 1608 году захватили и разрушили турецкую крепость Перекоп;
- в 1609 году на 16 чайках вошли в устье Дуная и разгромили турецкие города Измаил, Килию, Белгород;
- в 1615 году на 80 чайках нагло подошли к Константинополю и на глазах турецкого султана спалили его гавани Мизевии и Архиоки. Вышедший им навстречу турецкий флот был наголову разгромлен, а турецкий адмирал взят в плен;
- в 1616 году на 40 чайках 2000 запорожских казаков разгромили турецкий флот в Днепро - Бугском лимане, захватив 15 турецкий галер;

В 1616 г. неожиданно атаковали грозную крепость Синоп на северном побережье Турции, захватили ее, уничтожили турецкий гарнизон и эскадру, попутно разрушив крепость Трапезунд;
- 1616 год - возвращаясь из Турции, захватили крепость Кафу (Феодосия) и освободили несколько тысяч невольников, уничтожив 14-тысячный гарнизон и и одну из самых больших турецких эскадр;

В 1618 году казаки вошли в Стамбул, убили 6 тысяч турков, захватили большое количество пленных и сожгли половину города;

- в 1618 г. в союзе с польским королем Владиславом организовал беспрецедентный поход на Москву , когда в течение трех месяцев "русского похода" казаки преодолели более 1200 километров, захватив Путивль, Рыльск, Курск, Калугу, продвигаясь со средней скоростью 15 - 20 км в сутки (поляки в это время прошли 250 километров, без серьезного сопротивления, и не взяли ни одной крепости). Под Серпуховым после первого же боя с отрядом Сагайдачного московское ополчение Дмитрия Пожарского (Минин и Пожарский - национальные герои России) просто... разбежалось, открыв путь на Москву, затем у Донского монастыря разбили прямо на марше дружину боярина Бутурлина, соединившись с войсками Владислава в районе Тушино.

Когда судьба новой российской династии Романовых (которой всего то было 5 лет) висела на волоске, Сагайдачный отказался от штурма и разрушения Москвы , посчитав, что

Усиление одного из трех противников (Польши, Русского царства и Османской империи) невыгодно запорожским казакам;

Долгая осада потребует огромных финансовых ресурсов, которых нет у Польши;

Москва дала огромные "откупные": было подписано Деулинское перемирие, в котором Россия лишалась Смоленска, Чернигова, Рославля, Новгород-Северска, Почепа, Стародуба, всего 29 городов с прилегающими к ним землями, которые переходили к Речи Посполитой, в состав которой входила Украина. Владислав Ваза сохранил право именоваться "русским царем" в официальных бумагах польско-литовского государства. Запорожские казаки получили 20 тысяч золотых и 7 тысяч штук сукна.

Интересно, что в 1632 г. (через 10 лет после смерти Сагайдачного) Россия нарушила перемирие, начав Смоленскую войну (1632 - 1634 гг.), в результате которой Владислав Ваза навсегда отказался от прав на царский трон в Москве.

- Разгром 162-тысячной турецкой армии в Хотинской битве 1621 года (г. Хотин, современная Черновицкая область) - пик полководческого таланта Петра Сагайдачного. Вследствие битвы польские войска и запорожские казаки Сагайдачного уничтожили 80 тыс. турецких войск, обратив оставшуюся часть в бегство. Это поражение заставило Турцию навсегда отказаться от планов завоевания Европы.

Сагайдачный был прекрасным тактиком. Его умение находить незаметны маршруты для передвижения войска вражеской территорией, а также дисциплинированная и усовершенствованная тактика битвы позволяли казацкому войску вести равный бой с противником, который преобладал у казаков численностью в 2-3 раза;

Умер Сагайдачный от ранения отравленной турецкой стрелой в Хотинской битве;

Существуют данные о том, что за пять дней до своей смерти Петр Сагайдачный написал завещание, в котором указал, что все те сокровища, которыми он обладал при жизни, должны после его смерти перейти Киевскому братству и Львовской братской школе, а также на религиозные цели. Однако до сих пор достоверно неизвестно, существовало ли завещание на самом деле. Есть легенда о том, что гетман просто где-то спрятал свои сокровища, которые до сих пор так и не были обнаружены.

Петр Сагайдачный и социальные сети.

Сообщество, посвященное Сагайдачному во "Вконтакте":

Ни групп, ни страниц, которые были бы посвящены Петру Сагайдачному в социальной сети "Одноклассники", обнаружено не было.

Биография Петра Сагайдачного.

С 1589 по 1592 год получал начальное образование в Самборе;

С 1592 по 1598 год обучался в Острожской школе на Волыни;

1594-1600 - занимал должность ректора;

1598 год - Сагайдачный присоединился к войску Запорожскому. Длительное время находился среди запорожцев, приобретая своей отвагой и умом авторитет. Именно на Запорожье Конашевича как искусного лучника начинают называть «Сагайдачным»;

Осень 1600 года - Сагайдачный принимает участие в походе великого коронного гетмана Яна Замойского, который тот организовал как молдавско-волынскую компанию. В этом походе приняли участие тысячи казаков. В роли казака выступал и Сагайдачный;

1601 год - в роли казака принимал участие в присоединении к Речи Посполитой Эстонии, которая до этого принадлежала Швеции. На протяжении года принимал участие в польско-шведской войне;

1603 - 1614 гг. считаются неизвестными в жизни Сагайдачного. Тем не менее очевидно, что на протяжении этого времени он принимал активное участие в казацких морских и сухопутных походах против турок и татар;

Дело в том, что лишь при этом условии ему в 1614 году могли доверить гетманскую булаву во время похода на Кафу, который прошел в 1616 году;

Февраль 1615 года - Сагайдачный уже был весьма влиятельным полковником у казаков, которых насчитывалось около трех тысяч человек;

Весна 1616 года - Запорожским гетманом был Василий Стрелковский. Однако приблизительно в июне гетманом стал Сагайдачный;

Июль 1616 года - новоизбранный гетман в компании 6 тысяч казаков отправился в морской поход. По прибытии в Очаков спасал от неволи христиан;

Осень 1616 года - поход в Турцию;

Январь 1617 года - Сагайдачный вместе с казаками захватил Оскол и предпринял попытку взятия Воронежа. Но царские войска вытеснили казаков с московской территории;

1617 год - в связи с неудачным походом на Московию, а также некоторыми другими неудачами, был назначен новый гетман - Дмитрий Барабаш;

Октябрь 1617 года - в связи с неправильной политикой и руководством Барабаша, он был скинут с должности, а Сагайдачному возвращено гетманство;

Начало 1618 года - Сагайдачный отправил послание персидскому шаху с целью заручиться его поддержкой в войне против Османской империи. Однако из-за измены имеретинского князя посольство не достигло своей цели;

Июнь 1618 года - казаки под проводом Сагайдачного отправились на Москву;

1620 год - Петр Сагайдачный отправил послание в Москву для того, чтобы выразить готовность запорожских казаков служить царю, как они прежде служили его предшественникам. Под готовностью подразумевались походы Дмитрия Вишневецкого против крымских татар;

1621 год - Сагайдачный готовит поход против турок в турецко-польской войне;

В этом же году произошла всем известная Хотинская битва. Там Сагайдачный получил ранение отравленной турецкой стрелой. Тяжело болея переехал в Киев;

10 апреля 1622 года - Петр Конашевич-Сагайдачный скончался от полученных ран. Похоронен в Киеве, в Братском монастыре.

Однако во время реконструкции монастыря, который походил в период с 1690 по 1693 год, могила гетмана была утеряна. А в 1923 году и сам монастырь был уничтожен. В настоящее время на территории Киево-Могилянской академии реконструирована условная могила Конашевича-Сагайдачного.

Увековечивание памяти Петра Сагайдачного.

В Киеве, Днепропетровске, Харькове, Ивано-Франковске, Львове и множестве других населенных пунктов Украины существуют улицы, названные в честь Петра Сагайдачного;

28 сентября 1991 года под стенами Хотинской крепости, в честь 370-летия со дня боя под Хотыном, открыт памятник Сагайдачному;

1992 год - открыт памятник в его родном селе Кульчицы, там же действует и музей имени Сагайдачного;

2008 год - памятник в Севастополе. Однако он был демонтирован после аннексии Крымского полуострова российскими оккупантами в 2014 году;

В честь Петра Сагайдачного названо несколько высших учебных заведений: Академия сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного, Киевская государственная академия водного транспорта им. гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного и Запорожский институт МАУП им. гетмана Петра Сагайдачного;

4 июля 1993 года в состав Военно-морских сил Украины вошел фрегат «Гетман Сагайдачный», который является флагманом современного украинского военно-морского флота;

25 июля 1995 года государственное предприятие «Укрпочта» выпустила марку номиналом 30 000 карбованцев с изображением Петра Сагайдачного;

6 марта 2000 года Национальный банк Украины выпустил в оборот серебряную монету номиналом 10 гривен;

2011 год - согласно решению Архиерейского собора, Украинской автокефальной православной церкви Петр Сагайдачный был канонизирован в чине «благоверный гетман».

Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию о Петре Сагайдачном в поисковой системе?

Как видно из фото, пользователи поисковой системы Яндекс в сентябре 2015 года интересовались запросом «петр сагайдачный» 888 раз.

А согласно данному графику, можно проследить, как изменялся интерес пользователей Яндексе к запросу «петр сагайдачный» за последние два года:

Наивысший интерес по данному запросы был зафиксирован в ноябре 2013 года (около 2,5 тысячи запросов);

Как украинцы оценивают заслуги Петра Сагайдачного?

_____________________

* Если вы обнаружили неточность или ошибку, просьба сообщить wiki@сайт .

** Если у вас есть материалы о других героях Украины, просьба выслать их на этот почтовый ящик

В последнее время участились попытки подвергать ревизии отечественную историю, в угоду современной политической конъюнктуре. Даже гетмана Петра Сагайдачного пытаются протащить в предтечи современных украинских евроатлантистов! Это было бы смешно, если бы отмирание исторической памяти не стало печальной реальностью жизни нашего общества. Всегда могут найтись люди, у которых в школе по истории были плохие отметки: они могут и не в такое поверить. Но забывать историю вредно, так как она имеет свойство повторятся...

Петр Кононович Конашевич - Сагайдачный является уникальной фигурой в нашей истории. Будущий кошевой атаман Войска Запорожского родился в прикарпатском селе Кульчицы в дворянской семье. С детства был воспитан в православной вере. Его мать, рано овдовев, ушла в монастырь и приняла постриг с именем Макрина. Образование получил в Острожской академии, затем несколько лет учился во Львовской братской школе где познакомился с преподобным Иовом Княгиницким и дворянским сыном Иваном Борецким - будущим Киевским митрополитом Иовом. В юности он посвятил себя борьбе за права православных граждан польского государства и даже написал полемический трактат «Пояснение об унии». Это сочинение получило известность среди его современников. В частности, пытаясь остудить рвение фанатичного Полоцкого униатского эпископа Иосафата Кунцевича, на него ссылается литовский канцлер Лев Сапега.

Но подлинное признание Петр Сагайдачный приобрел как выдающийся дипломат и полководец. Избранный гетманом Запорожской Сечи в 1605 году он то смещался казачьей Радой, то возвращался её же волей на прежнюю должность. Так в 1610 году на его место был избран Григорий Тискиневич, в 1617 - Дмитрий Барабаш, в 1620 - Яков Бородавка. Во всех случаях П.Сагайдачный молча уступал свое место и продолжал служить запорожскому войску под началом своего очередного преемника. Но именно под его руководством запорожское казачество не ведало поражений. Под его началом запорожцы взяли Перекоп, Килию, Измаил, Очаков, Ахтияр, Аккерман, Трапезунд. В 1614 году на сорока чайках две тысячи запорожцев во главе с П.Сагайдачным вступили в бой с турецкой эскадрой, взяли на абордаж 15 галер, а затем пошли на Трапезунд и Синоп. В 1616г. они захватили Кафу, где истребили турецкий гарнизон в 14000 человек и освободили множество невольников. А в 1618 году сожгли половину Стамбула. Киевский митрополит Иов Борецкий писал об этих подвигах запорожцев как о свидетельстве преемственности ратной славы казаков от древнерусских богатырей: «Это же от нашего рода войско при Олеге князе русском по морю плавало и Царьград осаждало».

Но не только желанием защитить христианскую веру и освободить невольников были продиктованы действия Сагайдачного. Он уклонялся от военных походов против турок когда они нападали на Польшу. Не водил он казаков ни под Бушу в 1617 г., ни под Цецеру в 1620 г., не хотел вести и под Хотын, но не смог отказать Иерусалимскому патриарху Феофану. Целью частых походов Сагайдачного на турок было: во-первых, получение военного опыта тысячами крестьян, убегавших на Сечь от польских панов, а во-вторых, ослабление Речи Посполитой войнами, которые она вынуждена была вести с турками, которые нападали на нее в отместку за казачьи набеги.

После каждой такой войны турки требовали у польского короля уничтожить Запорожскую Сечь. И король, желая установить над казаками контроль, вынужден был их брать на содержание, устанавливая реестр. Этот реестр редко превышал тысячу человек. Но для Сагайдачного было важно, что с запорожцами польские власти заключали официальный договор как с воюющей стороной. Эта тысяча казаков становилась легальным военным соединением состоящим на королевской службе. Реестровые казаки могли жить на королевских землях, заниматься промыслами, становиться землевладельцами. Таким образом происходил перенос казачьей администрации на «городовую Украину». В 1616 году, в Корсуне, Каневе, Черкасах, Ирклиеве, Стеблеве, Бобровице, Готве казаки составляли уже семьдесят процентов населения. Расширение казачьих землевладений было залогом установления на этих территориях их автономной администрации и судопроизводства. В результате этих процессов город Киев стал фактически неподконтрольным польскому королю. Униатам удалось овладеть только одним лишь Выдубицким монастырем находящимся на окраине города. Игумен этого монастыря Антоний Грекович, наместник униатского киевского митрополита в 1610 году попытался было захватить древнюю кафедру киевских митрополитов святую Софию. Но запорожцы пустили его под днепровский лед «ловить карасей».

В 1616 г., П.Сагайдачный, со всем войском запорожским, вступил в киевское православное Богоявленское братство. Это братство было основано с целью создать в Киеве православную школу, которая могла бы давать юношам достойное образование не подвергая их угрозе католического прозелитизма. Землю и первоначальные средства для школы пожертвовала супруга Мозырского маршалка Стефана Лозки, Анна (Елизавета) Гулевичивна. Но, поскольку, в Киеве не было влиятельных и богатых людей желающих вступить в братство, не кому было и добиваться его признания польским правительством, что грозило уничтожением братства. И тогда Петр Сагайдачный, сам получивший образование в братской Острожской школе, вступил в киевское братство со всем войском запорожским. Вскоре король Сигизмунд III утвердил Киевское Богоявленское братство своим указом от 19 февраля 1629 года. Впоследствии братская школа превратилась в Киево-Могилянскую Академию, в которой получили образование тысячи церковных и государственных деятелей, среди которых многие прославлены в лике святых. Среди ученых мужей - выпускников Киево-Могилянской Академии - Михаил Ломоносов и Гавриил Державин.

Условия Ольшанского договора 1617 года, ограничивавшего количество реестровых казаков одной тысячей и стоившего Сагайдачному гетманства, казакам, впрочем, исполнять не пришлось.

В 1618 году польский король просил их выступить в поход, чтобы водворить своего сына, королевича Владислава на московский престол. История этого вопроса такова.

В 1610 году король Сигизмунд III разбил армию, возглавляемую воеводой Дмитрием Шуйским и занял Смоленск. Царь Василий Шуйский был отстранен боярами от власти и выдан полякам. Временное правительство «семибоярщина» пригласило на московский престол сына короля Сигизмунда - Владислава, которому в то время едва исполнилось 15 лет. Сигизмунд юного сына в Москву не отпустил, прислав туда лишь свой гарнизон. Но в 1612 году русские ополченцы выбили поляков из Кремля. Был созван Земский Собор, который в сентябре 1613 года призвал на царство Михаила Романова. Возмущенный Владислав прислал в Москву гневное письмо, в котором напоминал, что все эти бояре, в том числе и сын боярский Михаил Романов, присягнули ему. В апреле 1617 года, юный королевич двинулся на Москву. В его обозе ехал изгнанный москвичами патриарх Игнатий.

В 1605 году, после убийства Лжедмитрия, московский патриарх Игнатий, венчавший самозванца на царство, был заточен в Чудов монастырь. Но в 1611 году он был освобожден Сигизмундом, и отправлен в Вильно к униатскому киевскому митрополиту Иосифу Рутскому, где тайно принял униатство, после чего, возвратился в Москву. В 1612 году Игнатий был вынужден вторично бежать в Польшу. Теперь благодаря армии королевича Владислава он рассчитывал вновь занять московский патриарший престол.

Однако Владислав Москву не взял и был с 11 000 солдат блокирован русскими солдатами в Тушино. Нуждаясь в провианте и деньгах, он слал Сигизмунду письма с просьбой прислать на помощь казаков. Петр Сагайдачный долго не отвечал на призывы короля идти на Москву. Он настаивал на расширении территории контролируемой казаками и признание на ней прав административной и судебной автономии. Наконец, король пообещал Сагайдачному разрешить легальное исповедание православной веры и реестр в 20 тысяч казаков. Папа Римский не препятствовал королю давать обещания Сагайдачному, так как ему надо было повязать казаков с Польшей кровью православных московитов. В августе 1618 года Сагайдачный двинулся на Москву для соединения с армией Владислава. По пути казаками были захвачены города: Путивль, Рыльск, Курск, Елец, Скопин, Ряжск; разбиты войска воевод Пожарского и Волконского. Затем, под натиском казаков пали Ярославль, Переяславль, Кашира, Тула, Касимов. 20 сентября П.Сагайдачный вошел в Тушино и соединился с войсками королевича Владислава. Подойдя к Москве, поляки стали готовиться к штурму. 30 сентября, отряд подрывников во главе со шляхтичем Надворским пытался установить заряды и подорвать бочонки с порохом, заложенные в подкопах под Тверскими и Арбатскими воротами. Однако, в подкопе поляки были встречены дружным огнем московских стрельцов, предупрежденных накануне перебежчиками. Штурм был назначен на вечер первого октября, но когда в московских церквах раздался благовест ко всенощной накануне праздника Покрова, прослезившийся гетман перекрестился и дал отбой штурму. Очень многое зависело от этого решения запорожского гетмана. Не для того он пришел под Москву, чтобы разорить ослабленную пятнадцатилетней смутой Россию, возвести на московский патриарший престол униата Игнатия, и лишить свой народ единственного союзника в вековой борьбе с польскими поработителями, в лице великой единоверной державы...

Сейчас историки срыв штурма Москвы объясняют отсутствием у Владислава денег для платы казакам. Но зачем казакам была эта плата, когда перед ними почти беззащитным стоял богатейший город - столица московского царства. Более вероятным является другое объяснение - Сагайдачный не собирался штурмовать Москву. Поэтому и перебежчики своевременно сообщили защитникам города о местонахождении польских подкопов, и полк атамана Ждана Конши с шестью сотнями казаков не случайно перешел к московскому царю. О том, что Ждану Конше перейти к московитам велел Сагайдачный, писал королю в Варшаву шляхтич Загурский. Вероятно на первое октября этот несостоявшийся штурм тоже был не случайно назначен. Штурмовать город казаки в этот день не стали бы ни за что, так как именно на первое октября, четырнадцатое число по современному календарному стилю, приходился престольный праздник Запорожской Сечи - Покров Пресвятой Богородицы. Чудо избавления - было праздничным подарком запорожцев русским единоверцам.

У Сагайдачного в Московии были дела о которых полякам знать не следовало. В занятой казаками Туле в то время находился прибывший в московское царство для сбора пожертвований Иерусалимский патриарх Феофан. П.Сагайдачный рассказал ему о бедственном положении православного населения в Польском королевстве и просил рукоположить православного митрополита для Киева и епископов на епархии, занятые униатами.

1 декабря 1618 года между московским царством и Польшей было заключено Деулинское перемирие сроком на 14 лет. Согласно условиям Деулинского мира к Польше отходил и Смоленск, Чернигов и северские города. Из польского плена был освобождён отец царя Михаила Романова митрополит Филарет, ставший впоследствии Московским патриархом. Уходя из Московии, гетман Сагайдачный мог быть доволен достигнутыми результатами. Ему удалось провести успешные переговоры с иерусалимским патриархом Феофаном. Он доказал польскому королю, что без запорожских казаков его армия не способна достигнуть военных успехов, а московского царя побудил задуматься о том не лучше ли ему принять запорожцев в свое подданство чем воевать с ними. Но мысль о пролитой крови сотен русских единоверцев не давала ему покоя. По пути Сагайдачный не стал разорять пограничного Курска и послал туда двух казаков, чтобы они успокоили население города.

Как и следовало ожидать, после похода король Сигизмунд не сдержал слова данного П.Сагайдачному. По Раставицкому соглашению из реестра были исключены казаки, записанные туда в течении последних пяти лет. Все они должны были вернуться к своим помещикам. Не была так же обеспечена свобода вероисповедания. Недовольные соглашением, подписанным Сагайдачным, казаки вместо него избрали гетманом Дмитрия Барабаша. Тем временем, Сагайдачный с верными ему пятью тысячами казаков совершил поход на Крым, взял Перекопскую крепость и освободил томящихся в ней невольников.

В феврале 1620 года Сагайдачный направил в Москву посольство во главе с атаманом Петром Одинцом с посланием, в котором писал царю Михаилу Федоровичу о том, что запорожские казаки: «Помня, как предки их, прежним великим государям, царям и великим князьям Российским повиновение оказывали и им служили, и за свою службу царское милостивое жалование имели, также и они, царскому величеству служить готовы, против всяких его царского величества неприятелей». Необходимо подчеркнуть, что в то время Речь Посполитая из за претензий королевича Владислава на московский престол, не признавала Михаила Романова законным царем и находилась с Россией в состоянии временного перемирия. Следовательно фраза - «служить готовы против всяких его царского величества неприятелей», свидетельствовала о том, что Сагайдачный не только признавал Михаила Федоровича законным русским царем, но и заявлял о своей готовности воевать не только против турок, но и против поляков. Царь велел передать послам Сагайдачного благодарность за готовность ему служить и выдать казакам триста рублей жалования. Но Запорожскую Cечь и другие подконтрольные казакам территории в свое подданство не принял. Сагайдачный хорошо понимал, что ослабленное войнами и междоусобицами смутного времени московское государство не готово принять казаков под свое покровительство и тем самым втянуться в кровопролитную войну с Польшей. Он посылал Сигизмунду сигнал о том, что если в Польше не прекратят притеснять казаков и не обеспечат православным свободу вероисповедания, то запорожцы перейдут на службу к русскому царю.

Но, главной целью приезда атамана Одинца в Москву было завершение переговоров с находящимся там Иерусалимским патриархом Феофаном о посвящении митрополита и епископов для православного населения Речи Посполитой.

Православное меньшинство было проблемой для польской власти. Осознавая свою религиозную идентичность, русские на протяжении столетий сохраняли национальное самосознание и упорно сопротивлялись проводимой властью политике ассимиляции. Тем не менее, в начале 17-го века русская знать, сократившись количественно, вследствие перехода значительной части ее представителей в католичество и утраты ими своей национальности, прекращает свою деятельность в защиту Православия. Тоже самое можно сказать и о братствах, сила и влияние которых в значительной мере зависела от присутствия в их среде русского дворянства. В 1610 году после смерти Перемышльского епископа Михаила Копыстенского, в Речи Посполитой оставался единственный православной епископ Иеремия Тиссаровский во Львове, являвшийся местоблюстителем Киевского Митрополичьего Престола. С его смертью, Православие в Речи Посполитой было бы ликвидировано, как Церковь без епископа.

Перед приездом в Киев, патриарх Феофан обратился к коронному гетману Жолкевскому с просьбой о получении королевского позволения на проезд по территории Речи Посполитой. Король в своем универсале от 30 июля 1620 года дал патриарху Феофану свое согласие на его приезд в свое королевство, называя его «преподобным и любезным во Христе отцом». При этом гетман Жолкевский в письме киевскому воеводе Томашу Замойскому пишет, что, в случае путешествия Иерусамского патриарха к епископу Иеремии во Львов, там его было бы удобно арестовать.

В марте 1620 года П.Сагайдачный с несколькими тысячами казаков встречал Иерусалимского патриарха Феофана на русско-польской границе. Летописец писал, что, казачьи полки плотными шеренгами окружившие кортеж патриарха: «охраняли Святейшего Отца словно пчелы матку».

Накануне Успения 1620года, в Киево-Печерской Лавре состоялась тайное совещание представителей духовенства, православной знати и братств. Убедившись, что патриарх Феофан имеет грамоту, подписанную Константинопольским патриархом Тимофеем и несколькими митрополитами, которой он был уполномочен осуществлять надзор и исправление недостатков в церковной жизни на территориях Речи Посполитой, находящихся в юрисдикции Константинопольского патриархата, а также, учитывая, что Иерусалимского патриарха в Киеве сопровождал экзарх Константинопольского патриарха архимандрит Арсений и прибывшие несколько лет назад в Польское королевство митрополит Софийский Неофит и епископ Страгонский Авраамий, участники совещания постановили просить патриарха Феофана о посвящении митрополита и епископов для всех епархий Речи Посполитой. Было также отмечено, что это не будет противоречить положениям конституции Речи Посполитой, принятой на сеймах в 1607 и 1618гг.

Вероятно решение о восстановлении православной иерархии в Киеве было принято во время встречи патриарха Феофана с Константинопольским патриархом Тимофеем в Стамбуле, куда он заезжал по дороге в Москву. Об этом свидельствует целый ряд фактов, а именно:

1. Патриарх Феофан поехал в Москву не обычным путем через Болгарию, Румынию и Украину, а решил ехать через земли татар - по Волге.

2. В свите Феофана очень кстати оказались, прибывшие в Речь Посполитую за несколько лет до этого, два необходимых для совершения епископской хиротонии архиерея: митрополит Софийский Неофит и епископ Страгонский Авраамий, а также экзарх Константинопольского патриарха, архимандрит Великой церкви Арсений.

3. По прибытию в Киев, Феофан обратился к православным с грамотой в которой призывал их избрать себе епископов, не опасаясь последствий со стороны католических властей «как некогда родители Моисея не убоялись приказа фараона, а святые апостолы суровых пилатов и иродов».

4. По его благословению, в Киеве и Буше, были созваны церковные cоборы.

Все эти действия Иерусалимский патриарх не мог совершать, иначе, как с личного согласия патриарха Константинопольского. Экзарх, архимандрит Арсений, мог лишь контролировать точность исполнения уже ранее достигнутых договоренностей.

К концу сентября 1620 года были посвящен в сан митрополита Киевского и Галицкого игумен Михайловского монастыря Иов Борецкий. В сан архиепископа Полоцкого, управляющего Витебской и Мстиславкой епархиями - иеромонах Мелетий Смотрицкий, епископа Перемышильского и Самборского - игумен Межигорского Преображенского монастыря Исаия Копинский, епископа Владимирского и Брестского - архимандрит Трахтемировского монастыря Изекииль Курцевич, епископа Луцкого и Острожского - игумен Черчицкого монастыря Исаак Борискович, епископа Холмского и Бельского - игумен Милецкого Николаевского монастыря Паисий Ипполитович-Черковский.

Проводив патриарха Феофана до границы с турецкими владениями, гетман Сагайдачный обратился к нему с просьбой о разрешении Войска Запорожского от греха братоубийственной войны против православных московитов. Патриарх прочел над коленопреклонёнными запорожцами молитву и дал им разрешительную грамоту, впрочем, после сурового назидания. Мелетий Смотрицкий писал что этом так: «Патриарх бранил казаков за то, что они ходили на Москву, говоря, что они подпали проклятию, потому что московиты - христиане». В октябре 1620 года патриарх Феофан отбыл в Палестину.

Тем временем, по требованию папского нунция, король Сигимунд III резко осудил восстановление православной иерархии, которая угрожала унии: «Легкомысленные люди простонародного происхождения осмелились против прав его величества и без ведома его королевской милости принять посвящение на митрополию и епархии живых владык (ред.: имеется ввиду униатских) у подозрительного чужеземца, подданного турецкого императора, который во владениях его королевской милости не имел никакой юрисдикции». В своем универсале король пытался утверждать что Феофан не был патриархом, а обычным шпионом турецкого султана, а рукоположенные им епископы - являются изменниками, перешедшими на сторону султана да бы под прикрытием религии осуществлять коварные происки против польской короны. Далее: даже если бы Феофан и оказался настоящим патриархом, он не имел права совершать рукоположения в Речи Посполитой так как Киевская митрополия принадлежит юрисдикции Константинопольского, а не Иерусалимского патриарха. Если бы даже Константинопольский патриарх дал полномочия Иерусалимскому патриарху совершать рукоположения на своей канонической территории, этого не достаточно для их законности в Речи Посполитой, так как для этого, в первую очередь, необходимо официальное позволение короля. И в любом случае, это было изменой Короне, и оскорблением его королевского величества как подателя церковных достоинств и бенефиций.

В ответ на столь серьезные обвинения, православные опубликовали грамоту Константинопольского патриарха Тимофея, которой он делегировал патриарху Феофану полномочия осуществлять канонический надзор и отправлять все священнодействия, на время его пребывания на территории Речи Посполитой. Были так же обнародованы универсалы короля Сигимунда III и коронного гетмана Жолкевского, предписывавшие обеспечить патриарху Феофану беспрепятственный проезд по территории государства и личные письма короля к Иерусалимскому патриарху, из которых следовало, что до посвящения православных архиереев, король Сигизмунд отнюдь не считал патриарха ни самозванцем, ни шпионом. Относительно того, что на хиротонии не было согласия короля - православные отвечали что согласно тексту присяги произнесенной Сигизмундом III на коронационном сейме в декабре 1587 года, король поклялся нерушимо сохранять права и установления православной церкви к которой принадлежит значительная часть его подданных. Важнейшей частью этих прав является право иметь свою иерархию, что было неоднократно подтверждено конституциями сейма и различными королевскими привилегиями. Что касается мнимого нарушениями православными прав короля на «презентацию» кандидатов на архиерейские кафедры, то православные категорически протестовали против навязывания польским правительством православной церкви канонического права - церкви католической. Согласно католическим канонам право избрания епископов принадлежит верховной власти Римского Папы, который делегирует это право католическим королям, выступающим в роли исполнительного органа папской власти. Эту трактовку королевского «права подавания церковных хлебов» польское правительство пыталось навязать православной церкви. Православные же, не отвергая королевских претензий, объясняли, что православная церковь трактует это королевское право иначе чем католическая, а именно, как привилегию короля представлять государственной власти избранного Церковью и уже рукоположенного епископа. Но в случае короля Сигизмунда III, это оказалось невозможным ввиду того, что он сам уже нарушил этот порядок и собственную присягу, презентовав без ведома Константинопольского патриарха, духовенства и своих православных подданных, Киевского митрополита Михаила Рогозу и прочих епископов уклонившихся в унию - чуждому и иноверному пастырю, Папе Римскому.

Конечно, все доводы православных были бессильны против последнего довода королей, каковыми, как известно, являются пушки. Но вскоре стало известно о вторжении в Польшу турецкой армии во главе с султаном Османом. Несмотря на отчаянные призывы Сигизмунда к европейским монархам выступить единым христианским фронтом против магометан, - все они отказали ему в военной помощи. Папа так же не прислал королю ничего кроме заверения в своих молитвах. В связи с этим, письма короля Сигизмунда и Краковского архиепископа Мартина Шишковского к «самозванцу и турецкому шпиону» патриарху Иерусалимскому Феофану с просьбой уговорить православных казаков выступить на стороне польской армии в предстоящей войне против Турции выглядят довольно пикантно. В частности, Краковский архиепископ писал: «зная, что Ваша Экселенция имеет большое влияние на казаков, просим Вас наставить их что бы в это тяжелое для Речи Посполитой и всего христианского мира время, они охотно стали на службу своему королю, защищая целостность своей веры и отечества». Чтобы добиться поддержки патриарха Феофана и запорожцев, король Сигизмунд пообещал полную свободу православного вероисповедания в Речи Посполитой и официальное признание рукоположенных патриархом архиереев. И патриарх Иерусалимский и гетман отлично знали цену обещаниям Сигизмунда. Тем не менее, на Рождество 1621 года, в Запорожскую Сечь прибыл посланник с грамотой патриарха Феофана в которой он благословлял запорожских казаков выступить против Османа: «За эту услугу вы так же достигните того, что восстановленную мной в вашей церкви иерархию, митрополита и епископов король своими привилегиями утвердит». Султан Осман II также послал посольства к царю Михаилу Феодоровичу и на Сечь в гетману Якову Бородавке, предлагая заключить военный союз против Польши. Запорожским казакам султан обещал автономию в составе Османской империи.

По благословению патриарха Феофана казаки в июне 1621 года созвали Раду с участием духовенства. На казачьей раде было решено поддержать польского короля в войне в Турцией и направить к нему для переговоров об условиях на которых запорожцы согласны поддержать Речь Посполитую в этой войне Петра Сагайдачного.

Гетман Яков Бородавка двигался к Хотину очень медленно, выражая явное нежелание вступать в битву со 160-ти тысячной турецкой армией. Растянувшись на десятки километров, казачьи войска под предлогом нужды в провианте и фураже для лошадей, разоряли имения польской шляхты. В это время П.Сагайдачный вел переговоры с королем Сигизмундом. В состав делегации входил епископ Владимирский и Брестский Иезекииль Курцевич и еще два казака.

Применив во время переговоров свои дипломатические способности, Сагайдачный добился от короля удовлетворения требований казаков:

1. Предоставить православному населению свободу вероисповедания и признать канонические полномочия поставленной патриархом Феофаном православной иерархии.

2. Признавать власть гетмана избранного на казачьей Раде на территориях подконтрольных казакам.

3. Отменить постановления Сейма, ограничивавшие вольности и права казачества.

4. Упразднить должность полномочного представителя польского правительства в Запорожской Сечи.

Таким образом, П. Сагайдачному удалось добиться признания автономии казачьих территорий в административном и церковном управлении.

Окрыленный «честным королевским» Сигизмунда, Сагайдачный помчался из Варшавы прямо на фронт, где его уже ждала татарская засада с отравленной стрелой...

Султан Осман II возглавил империю после свержения янычарами его дяди султана Мустафы, в возрасте 14-ти лет. Во время Хотинской битвы ему было 17 лет. 2 сентября 1621 года едва завидев королевскую армию, он приказал войскам вступать в битву прямо на марше. Султан поклялся не есть, пока турки не войдут в лагерь командующего польскими войсками королевича Владислава. Но битва затянулась на пять недель. К исходу дня 4 сентября, турки, убедившись в бесполезности своей артиллерии, начали отступать. Казаки ворвались в турецкий лагерь. Чтобы удержать его, они послали гонцов к коронному гетману Хоткевичу с просьбой прислать подкрепление, но гетман решил поберечь польских солдат. Казакам пришлось оставить турецкий лагерь и свою богатую добычу. Запорожцы подняли бунт против поляков и хотели оставить их одних воевать против турок. Петр Сагайдачный понял, что часть атаманов во главе с Яковом Бородавкой ищут повод, чтобы выйти из этой войны. Это навсегда перечеркнуло бы все заключенные в Варшаве договоренности.

Была срочно созвана казачья Рада на которой гетману Якову Бородавке были предъявлены обвинения в сговоре с турецким султаном. Я.Бородавка был казнен и на его место избрали П.Сагайдачного. В результате ожесточенного сопротивления казачьих полков, султан Осман вынужден был начать мирные переговоры. Христианская Европа была спасена от турецкого вторжения.

Обещания данные Сагайдачному король не выполнил. Более того, поляки обещали туркам разоружить запорожцев. Узнав об этом, запорожские казаки организованно ушли на Сечь. После Хотинской битвы казаки закрепились на подконтрольных им территориях и силой оружия отстаивали положения договора заключенного Сагайдачным в Варшаве.

Возвращаясь в лагерь запорожцев после совещания в Ставке гетмана Ходкевича, Сагайдачный попал в татарскую засаду и был ранен отравленной стрелой. Король прислал Сагайдачному в награду за спасение Речи Посполитой драгоценный меч инкрустированный золотом и бриллиантами, c надписью на латыни: «Владислав кошевому Конашевичу под Хотином против Османа». На одной стороне меча было выгравировано изображение битвы античных воинов, а на другой - суд Соломона. Этим король хотел воздать дань уважения Сагайдачному, как выдающемуся полководцу и дипломату. Отправленный в Киев в сопровождении королевского лекаря, Сагайдачный понимал, что скоро умрет. Он завещал все свое имущество Львовскому и Киевскому братствам, а так же храмам и монастырям. Значительные средства им были также пожертвованы на сиротские приюты и госпитали. Перед смертью Сагайдачный написал королю два письма, в которых предупреждал его, что сохранение территориальной целостности Речи Посполитой невозможно без гарантированного соблюдения прав и свобод его православных подданных: "Я, вашего королевского величества ноги смиренно обнявши, покорно и слезно прошу, чтобы творимые казакам бедствия и злоба высоким и грозным приказом вашего наияснейшего королевского величества были запрещены и укрощены. Особенно чтобы уния у нас, с позволения вашего величества снесенная святейшим иерусалимским патриархом Феофаном, не возобновлялась и своих рогов не возносила. Имеют, думаем, отцы-иезуиты и всё духовенство римской церкви кого к своей унии привлекать - те народы, которые вовсе не ведают и не верят в Христа, а мы, православные, древних святых апостольских и отеческих преданий и догматов без всякой унии придерживаясь, не отчаиваемся достигнуть спасения и вечной жизни. Сии два мои желания вашего слуги если исполнишь и детям своим прикажешь всегда соблюдать, то и панование их и целой короны в тишине... всегда пребудет".

Умер Сагайдачный 10 апреля 1621 года и был похоронен в Богоявленском соборе Киево-Братского монастыря. Фактически гетман Петр Сагайдачный подготовил почву для оформления независимости православного населения Речи Посполитой от власти иноверного государства. Завершить дело его жизни суждено было гетману Богдану Хмельницкому.

Страна Род деятельности военный , гетман Войска Запорожского Супруга Анастасия Повченська Дети Лукаш Медиафайлы на Викискладе

Пётр Конашевич-Сагайда́чный (зап. русс. : Петръ Конашевич Сагайдачный , укр. Петро Конашевич-Сагайдачний , польск. Piotr Konaszewicz-Sahajdaczny , ок. , село Кульчицы , Самборское староство , Русское воеводство , Речь Посполитая - 20 марта , Киев , Речь Посполитая) - гетман Его Королевской Милости Войска Запорожского , предводитель реестровых казаков на службе Речи Посполитой , православный шляхтич герба Побог из Перемышльской земли . Организатор успешных походов реестровых казаков против Крымского ханства , Османской империи и Русского царства на стороне Речи Посполитой , меценат православных школ.

Молодые годы

Пётр Конашевич родился в селе Кульчицы Перемышльской земли Русского воеводства (сейчас Самборского района Львовской области) в мелкошляхетской православной семье.

Предводитель запорожских казаков

В конце XVI или самом начале XVII века Пётр Конашевич отправился в Сечь (Д. Яворницкий утверждает, что «десь около 1601 года, из каких-то семейных недоразумений, он направился на Сич» ). Участвовал в Молдавской и Ливонской кампаниях 1600-1603 гг. Уже в ранние времена своего пребывания на Сечи Сагайдачный проявил свои таланты военного лидера, казаки избрали его обозным, поручив ведать всей артиллерией Сечи .

В период между 1605 и 1610 годами Сагайдачный становится во главе Сечи кошевым атаманом .

Относительно вопроса, когда Сагайдачный был избран впервые гетманом, однозначного ответа нет.

В политическом памфлете приписываемом архиепископу Георгию Конисскому «История русов или Малой России » говорится, что :

В других источниках указывается, что в 1606 году, не спрашивая поляков, казаки выбрали гетманом Сагайдачного, который «объявил себя Гетманом обеих сторон Днепра и всего Войска Запорожского». (А. Ф. Смирнов в комментарии к Лекции XLVI из полного курса русской истории Ключевского называет Сагайдачного гетманом реестровых козаков .)

Впоследствии Сагайдачный трижды и надолго лишался гетманской булавы (1610, 1617, 1620 годы).

Первые походы против крымцев и турок (1606-1616 годы)

Основная статья: Морские походы запорожских казаков

По мере развития Запорожской Сечи борьба казаков против турок и татар приобретает активный наступательный характер. В начале XVII века , когда казаков, как свидетельствует украинский историк В. А. Антонович «було більше нiж сорок тисяч», они не только давали отпор нашествиям татарских и турецких войск, но и сами развернули активное наступление на владения Турции и её вассала - Крымского ханства , пытаясь перенести военные действия на их территорию. Запорожцы десятками, а порой и сотнями, лодок-«чаек » совершали морские походы на Крым и побережье Чёрного моря. Но основным направлением казацких морских походов было побережье Турции .

Сагайдачный реформировал Сечь, что привело к повышению дисциплины и боеспособности казацкого войска. Он превратил партизанские отряды казаков в регулярное войско, устранил из войска вольницу, завёл суровую дисциплину, запретил пить водку во время морских походов, а за пьянство нередко «карав насмерть» .

Московский поход (1618 год)

Очередные обещания польского правительства

После разгрома вторым ополчением Минина и Пожарского армии гетмана Ходкевича под Москвой в 1612 году войны с Турцией из-за запорожцев Польше были не нужны. Перед королём стояла цель посадить на Московский престол своего сына, королевича Владислава . Потерпевшей тяжелое поражение польской короне потребовалась поддержка запорожских казаков для интервенции в Московское царство.

Сагайдачный выдвинул условия участия казаков в походе:

Король и сейм частично согласились с этими требованиями (по Ольшанскому соглашению, заключенному в октябре 1617 года, число реестровых казаков ограничивалось одной тысячей) и прислали в его войско клейноды, то есть булаву, бунчук, печать и флаг. Летом 1618 года 20 тысяч запорожцев во главе с Сагайдачным двинулись через Ливны на Москву , захватив по пути Путивль , Рыльск , Курск , Валуйки , Елец , Лебедянь , Данков , Скопин , Ряжск , разрезая пространство между Курском и Кромами .

Захват Ливен, Ельца, Лебедяни и Данкова. Жестокость черкасов

А пришол он, пан Саадачной, с черкасы под украинной город под Ливны , и Ливны приступом взял, и многую кровь християнскую пролил, много православных крестьян и з женами и з детьми посек неповинно, и много православных християн поруганья учинил и храмы Божия осквернил и разорил и домы все християнские пограбил и многих жен и детей в плен поимал.

В плен попал и ливенский воевода Никита Иванович Егупов-Черкасский , второй воевода, Пётр Данилов, был убит в бою. Оставив пепелище на месте Ливен, Сагайдачный пошёл далее на Елец . Елец был хорошо укреплён и его обороняло до 7 000 ратников (гарнизон насчитывал 1 969 человек и к нему присоединилось войско мценского воеводы). Елец держал пограничную оборону от татарских набегов на участке около семидесяти километров по фронту и до сорока в глубину. Ельчане заперлись в крепости, героически отбивали приступы. Обороной Ельца руководил воевода Андрей Богданович Полев . Численность вражеских отрядов, штурмовавших город была настолько велика, что, по словам очевидца, находившегося в Ельце во время осады, черкасы, несмотря на огромные потери от крепостной артиллерии, по трупам «к Аргамачьим воротам по своим по побитым людем … взошли». Однако, видя, что силой город не взять, Сагайдачный пошёл на хитрость. Он снял осаду и сделал вид, что отступает. Воевода Полев поверил и приказав преследовать противника, «со всеми людьми из города вышел».

Увлечённые преследованием ельчане отдалились от города, а в это время отряд казаков, сидевший в засаде, ворвался в беззащитный Елец. После того как запорожцы захватили острог, к Сагайдачному отправились местные священники с просьбой пожалеть город, а они выдадут царского посланника Степана Хрущова вместе с «казной». Сагайдачный принял капитуляцию и направил небольшой отряд для проведения арестов и реквизиции .

Итоги похода на Москву

Поскольку у польского правительства не нашлось денег на продолжение войны, 24 декабря было заключено Деулинское перемирие . Владислав отказался от прав на московский престол, за что Польше отошли Смоленская и Черниговско-Северская земли (всего 29 городов). Запорожские казаки за поход получили от польского короля плату - 20 тысяч золотых и увеличение количества реестра. 4 полка ушли в Архангельский край, Из-под Калуги ушёл полк под командованием Ждана Коншина: казаки объявили о переходе на московскую службу. Часть запорожцев во главе с полковником Тарасом ушла в Европу и к австрийскому императору Фердинанду для участия в боях Тридцатилетней войны на Рейне , Палатинате и Венгрии. Некоторые отряды при посредничестве крымского хана Шагин-гирея ушли на службу к персидскому шаху Аббасу, воевавшему тогда с Турцией .

После Московского похода

После Деулинского перемирия поляки, освободив свои силы, сосредоточили значительную их часть под началом Жолкевского на Поднепровье, чтобы навести там порядок. Сагайдачный опять очутился перед выбором. Либо решаться на войну с поляками, либо на мирное сосуществование. Ему пришлось выбрать второе и заключить с поляками Роставицкое соглашение на р. Раставица около с. Паволочь 17 октября 1619 года . По Роставицкому соглашению из реестров должны были быть удалены все казаки, записанные в них за последние пять лет. Число реестровых казаков устанавливалось в 3 тысячи, а все остальные должны были вернуться под власть польских помещиков. Это соглашение вызвало бурю негодования в казачестве. Недовольных возглавил Яков Неродич-Бородавка , провозглашённый гетманом в декабре 1619 года, когда Сагайдачный ушёл воевать против татар под Перекоп .

Чтобы утихомирить недовольных, Сагайдачный прибег к жестким мерам: пожег казацкие лодки на Сечи и восстановил сторожевой форт на Хортице для перехватывания самовольных походов запорожцев .

Переговоры о переходе на службу русскому царю (1620 год)

При активном участии Сагайдачного 15 августа 1620 года Иерусалимский патриарх Феофан в Печерской Лавре восстановил Киевскую православную митрополию , была восстановлена также православная иерархия, ликвидированная после Брестской церковной унии 1596 года .

В Варшаве состоялся совет, на котором Сагайдачный добился того, что правительство Речи Посполитой дало согласие удовлетворить требования казаков:

  • упразднить должность старшего над казаками от польского правительства;
  • признавать власть избранного на казацком совете гетмана над всей Малой Русью;
  • упразднить постановления сейма относительно ограничения вольностей и прав казачества;
  • предоставить населению Малой Руси свободу вероисповедания.
  • православная иерархия (митрополит, епископы), освященная патриархом и признанная правительством, не должна испытывать гонения от власти Речи Посполитой.

Это был значительный успех: фактически признавалась автономная казацкая республика в Малороссии во главе с избранным гетманом. [ ]

В конце августа 1621 года в войске Запорожском под Могилевом произошла смена власти. Гетман Бородавка лишился булавы, был арестован, а позже (8 сентября) по приказу Сагайдачного казнен. Последнего провозгласили гетманом. Факт низложения и казни Бородавки вызвал противоречивые мнения современников. В частности, польско-шляхетские мемуаристы резко отрицательно относились к личности Бородавки, который, очевидно, являлся представителем неимущей части казачества и пользовался в её среде большой популярностью. Не случайно ещё С. Жолкевский характеризовал его как «наименее между козаками добродетельного и наиболее склонного к бунтам, обещавшего казакам идти с ними не только на море, но хоть бы и в ад» .

По-видимому, позже Сагайдачный испытывал чувство вины за гибель человека, который сделал столь много для освободительного движения на Юго-Западной Руси (Бородавка принимал непосредственное участие в восстановлении православной иерархии, возглавлял повстанческое движение и т. п.). Вот почему, уже находясь на смертном одре, Сагайдачный дает поручение записать в свой памянник Бородавку под именем «Яков гетман». Очевидно, так он хотел выразить своё запоздалое раскаяние в причастности к смерти этого человека.

В сентябре 1621 году произошла знаменитая Хотинская битва ; объединённым силам польских и казацких войск (около 80 тыс. человек) противостояла 162-тысячная турецкая армия (согласно другим данным, 250-тысячная). Турки понесли большие потери и с началом зимних холодов должны были заключить невыгодный для них мир.

Но запорожскому казачеству эти победы опять ничего не дали. Хотя лично Сагайдачный получил из рук королевича Владислава в награду за успешные действия под

Заметим, что после этого Сагайдачный трижды и надолго лишался гетманской булавы (1610, 1617, 1620 г.).

МОСКОВСКИЙ ПОХОД (1618 Г.)

Очередные обещания польского правительства

Польскому правительству понадобилось войско запорожцев для участия в её попытке посадить на Московский престол польского королевича Владислава .Сагайдачный выдвинул условия участия казаков в походе:

  • признание со стороны Польши судебной и административной автономии Украины.
  • снятие запретов и ограничений на православное вероисповедение на Украине;
  • увеличение численности казацкого войска;
  • расширение казацкой территории;

Король и сейм согласились со всеми этими требованиями Сагайдачного и прислали в его войско клейноды, то есть булаву, бунчук, печать и флаг. Летом 1618 г. 20000 запорожцев во главе с Сагайдачным двинулись через Ливны на Москву, (захватив по пути Путивль, Рыльск, Курс к, Елец, Лебедин, Скопин , Ряжск), разрезая пространство между Курс ком и Кромами.

Захват Ливен , Ельца. Жестокость черкасов

Ливны были второразрядной крепостью Засечной черты. Стены крепости были деревянно-земляные. Ливен цы оказали ожесточённое сопротивление, но силы оказались слишком неравны: по росписи 1618 г. в ливенском гарнизоне насчитывалось всего 940 человек. «Ливен ское разорение» нашло своё отражение в летописях. Вот как изображено побоище под Ливнами в Бельской летописи: «А пришол он, пан Саадачной, с черкасы под украинной город под Ливны, и Ливны приступом взял, и многую кровь християнскую пролил, много православных крестьян и з жёнами и з детьми посёк неповинно, и много православных християн поруганья учинил и храмы Божия осквернил и разорил и домы все християнские пограбил и многих жён и детей в плен поимал». В плен попал и ливенский воевода Никита Иванович Егупов-Черкасский , второй воевода, Пётр Данилов , был убит в бою. Оставив пепелище на месте Ливен , Сагайдачный пошёл далее на Елец. Елец был хорошо укреплён и гарнизон насчитывал 1969 человек. Елец держал пограничную оборону от татарских набегов на участке около семидесяти километров по фронту и до сорока в глубину. Ельчане заперлись в крепости, героически отбивали приступы. Обороной Ельца руководил воевода Андрей Богданович Полев. Видя, что силой город не взять, Сагайдачный пошёл на хитрость. Он снял осаду и сделал вид, что отступает. Воевода Полев поверил и приказал преследовать противника, «со всеми людьми из города вышел». Увлечённые преследованием ельчане отдалились от города, а в это время отряд казаков, сидевший в засаде, ворвался в беззащитный Елец. Город был разорён и сожжён дотла, его защитники и мирное население, включая женщин и детей, были перебиты.

Осада Москвы

Сагайдачный продолжил поход на Москву. Правительство Михаила Романова стянуло в Серпухов войско из 7000 человек под командой Пожарского. Это всё, что смогло себе позволить снять с главного, польского фронта, царское правительство. Но Пожарский заболел, у него открылись старые раны, и он сдал командование над войском второму воеводе князю Григорию Волконскому. С этим отрядом Волконский должен был помешать Сагайдачном у переправиться через р.Оку и остановить его продвижение на Москву. Сагайдачный проявил военное мастерство и попытался обмануть Волконского. Он избрал местом переправы пункт впадения в Оку реки Осётр, в каких-то 25 километрах от неприступного Зарайска, оставшегося у него в тылу. Волконский угадал место переправы, и Сагайдачный рисковал. В случае неудачи переправы он оказывался в оперативном окружении. И поначалу в течение двух дней, Волконский держался, пока посланной в обход частью своих сил Сагайдачный перешёл Оку выше по течению, у Ростиславля-Рязанского. Узнав об этом, Волконский , ввиду превосходства неприятеля, оставил позиции и заперся в Коломне. Но Сагайдачный и не думал осаждать Коломну, сильнейшую даже против Зарайска крепость. Он двинулся дальше, захватил Ярославль, Переяславль,Романов , Каширу и Касимов , и без помех 20-го сентября соединился с Владислав ом и осадил Москву.

Итоги похода на Москву

Поскольку у польского правительства не нашлось денег на продолжение войны, 1-го декабря было заключено Деулинское перемирие. Владислав отказался от прав на московский престол, за что Польше отошли Смоленская и Черниговско-Северская земли (всего 29 городов). Запорожские казаки за разорение Московии получили от польского короля плату — 20 тысяч золотых и 7 тысяч штук сукна. Вернувшись из похода, П.Сагайдачный не пошел на Сечь, а пришел c 20-тысячным войском в Киев, где его было «проголошено Гетманом над Киевской Украиной и Гетманом всего войска Запорозького». После Деулинского перемирия поляки, освободив свои силы, сосредоточили значительную их часть на Украине, чтобы навести там порядок. Сагайдачный опять очутился перед выбором. Либо решаться на войну с поляками, либо на мирное сосуществование. Ему пришлось выбрать второе и заключить с поляками Роставицкое соглашение в селе Роставица около Паволочи 1619 г. По Роставицкому соглашению из реестров должны были быть удалены все казаки, записанные в них за последние пять лет.; число реестровых казаков предоставлялось определить королю, а все остальные казаки должны были вернуться под власть польских помещиков. Это соглашение вызвало бурю негодования в казачестве. Недовольных возглавил «об отпущении греха разлития крови христианской в Москве» . Согласно сообщениям другого источника, реакция Феофана на эти слова была суровой и однозначной. Он «…бранил казаков за то, что они ходили на Москву, говоря, что они подпали проклятию, указывая для этого то основание, что Москва — христиане» .

КИЕВСКОЕ БРАТСТВО. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ИЕРАРХИИ В КИЕВЕ (1620 Г.)

Со всем войском Запорожским Сагайдачный вступил в Киевское (Богоявленское) братство. И хотя оно было создано без разрешения короля, братство не осмеливались запретить, опасаясь казачества. Не исключено, что в феврале 1620 г. атаман Петр Одинец по поручению Сагайдачного встречался с патриархомИерусалимским общался с представителями местного братства, православным духовенством. Он побывал в знаменитом казацком Трахтемировском монастыре. 6 октября 1621 г. в братской Богоявленской церкви патриарх посвятил межигорского игумена Киевской Руси православную иерархию и спасена православная церковь от опасности остаться без духовенства. При активном участии Сагайдачного на Украине в 1620 году была восстановлена также православная иерархия, ликвидированная после Брестской церковной унии 1596 года. Под непосредственным влиянием из-под пера Иова Борецкого выходит трактат «Протестация и благочестивая юстификация», появляется полемическое сочинение «Полинодия» Захарии Копыстенского, «Книга о вере» и другие. Авторы этих трудов стремились воссоздать исторически правдивые картины жизни украинского народа в контексте его связей с русским и белорусским народами. Это были новаторские труды, на страницах которых в отличие от первых полемических произведений в полный голос звучит идея прародины трех восточнославянских народов, неразрывности их исторических судеб, близости языка, единства вероисповедания. Иов направил в Москву послов, главой которых был Петр Одинец, выразить готовность запорожских казаков служить царю, как они прежде служили его предшественникам. Под «прежней службой» подразумевались кампании Дмитрия Вишневецкого (Байды) против крымских татар в 1550-е годы.

Послов приняли 26 февраля в Посольском приказе. Их переговоры с боярами и дьяками продолжались весь март и апрель. Перед отъездом из Москвы послы получили письмо царя

Загрузка...