aqua-kop.ru

Городская усадьба И. Л

Еще в 1717 году купец Андрей Иванович Бабушкин завел на Старой Басманной улице (современное владение № 20) крупную шелковую фабрику. Позже дело перешло к его сыновьям Петру и Семену. В 1756 году Бабушкины перестроили старинные, возможно, конца XVII века, палаты, которые стояли на их участке (нынешний дом № 20, корп. 1).

В 1787 году Бабушкины продали владение на Старой Басманной генерал-поручику И. Л. Чернышеву. Главный дом еще раз перестроили. В правой его части был устроен балкон на красивых каменных аркадах, позже утраченный. Наиболее древняя часть – левая. Когда в конце 2000-х годов дом ремонтировали, то на фасаде, освобожденном от штукатурки, были хорошо видны следы от барочных наличников и украшений времен постройки здания.

В 1859 году усадьбу купил табачный фабрикант Михаил Бостанджогло. По преданию, он первым познакомил москвичей с папиросами и нанес «жестокое поражение чубукам и трубкам, измыслив для замены их бумажные гильзы или патроны». Помимо фабрики, у Бостанджогло было в Москве еще два табачных магазина – на Кузнецком мосту и на Никольской.

Происходили табачные фабриканты Бостанджогло из нежинских греков. Наиболее «прославился» в Москве сын основателя династии Василий Михайлович, «торговавший под фирмою «Михаил Бостанджогло с сыновьями»». Человек он был крайне тщеславный, честолюбие его переходило всякие границы, и за это в купеческой среде его недолюбливали. Известный предприниматель Н.А. Найденов писал о Василии Михайловиче, что «он из-за какого-нибудь ордена не побережет отца родного».

В течение восьми лет он был старшиной московского купеческого сословия и «старался придать купеческой управе значение казенного учреждения, сам – казаться министерским чиновником». В квартире у него постоянно находился один из служащих управы при «форменном костюме» – обычай этот Бостанджогло подглядел в Петербурге у директоров департаментов. Регулярно можно было встретить его и в приемной московского генерал-губернатора князя Долгорукова. В 1875 г. Бостанджогло инспирировал празднование восьмилетия его службы в качестве купеческого старшины. По этому поводу была даже выпущена брошюра «Русское спасибо Василию Михайловичу Бостанджогло от Московского купеческого общества 1 января 1875 г.». В том же году Василий Михайлович серьезно заболел и был отправлен для лечения за границу. А в это время Москву посетил император Александр II и по обычаю награждал орденами московских деятелей. Отсутствующего Бостанджогло орденом обнесли. Огорчение его было безгранично. Через князя Долгорукова он все же выхлопотал себе очередную звезду, которую ему привезли за границу. Несмотря на плохое самочувствие, он тут же сфотографировался в мундире с новым орденом.

Помимо прочего, был Василий Михайлович скуповат и тратиться на общественные нужды не любил. Единственный случай в истории московского купечества учреждения стипендии на общественные средства в честь живущего лица произошел как раз по его инициативе: между выборными Купеческого общества была открыта подписка для собрания капитала на стипендии имени Бостанджогло в трех учебных заведениях. Сам же он свои денежки решил поберечь.

В 1920-е годы в усадьбе Бостанджогло располагался Бауманский райком, в котором работал мало кому известный тогда Н.С. Хрущев – будущий руководитель партии и правительства. В начале 1930-х годов главный дом «спрятали» во двор. Перед ним, с небольшим отступом от красной линии Старой Басманной улицы, на месте флигелей и ограды с воротами, было выстроено жилое восьмиэтажное здание кооператива «Бауманский строитель». В нем перед войной жил знаменитый разведчик Н.И. Кузнецов.

Усадьба находится в весьма плачевном состоянии и реставрацией там пока не пахнет. Нынешний собственник лишь огородил усадьбу забором, усадьба находится под охраной, но проникнуть на территорию можно, через дыры в заборе, так же можно проникнуть и на территорию храма.
В 1717 г. первый граф Чернышёв и его знаменитая жена Авдотья приобрели у наследников гетмана П. Дорошенко северо-восточную часть Ярополецкой волости. Соседнее поместье перешло от Дорошенок к Загряжским, которые выстроили на этих землях собственный дворец. Парк с прудами единый для обеих усадеб.




« » на Яндекс.Фотках


В 1760-е гг. первый московский генерал-губернатор Захар Чернышёв принялся за обустройство в Яропольце своей загородной резиденции. Его племянница Наталья Петровна родила здесь сына Дмитрия, будущего московского градоначальника.

Родовое гнездо Чернышёвых считалось одним из богатейших в Подмосковье, с роскошным дворцом, лепной внутренней и внешней отделкой, скульптурным убранством. По заказам Чернышёвых работали скульпторы Ф. И. Шубин, И. П. Мартос, Д. Решт, А. Триппель. Усадебный парк в Яропольце послужил образцом для многих других усадеб.
После заключения мира с турками в усадьбе побывала Екатерина II. В «Атласе Российской империи» конца XVIII века про усадьбу Чернышёвых можно прочитать: «Красотой и великолепием с наилучшими в Европе увеселительными домами равняться может», а согласно газете «Санкт-Петербургские ведомости» государыня высказалась в том духе, что будь Ярополец поближе к Москве, она бы выбрала его в качестве загородной резиденции.
Учреждённый бездетным фельдмаршалом майорат после его смерти перешёл к младшему брату Ивану, а затем к его сыну Григорию. После его смерти в 1830 г. имение было объявлено выморочным, так как сын последнего владельца Захар был лишён права наследования из-за участия в восстании декабристов.
По указу 1832 г. Ярополецкое поместье и титул графа Чернышёва переданы зятю Григория Чернышёва, И. Г. Кругликову (1787-1847). От Кругликовых майорат унаследовали дворяне Безобразовы. Дочь последнего владельца усадьбы, Ксения Чернышёва-Безобразова, состояла в браке с Рудольфом, младшим сыном последнего австрийского императора. До самой революции в усадьбе сохранялись в неприкосновенности мебель, скульптура и книги конца XVIII века - память о блистательных братьях Чернышёвых.
После Октябрьского переворота усадьба была национализирована, а хозяева имения эмигрировали. Все предметы искусства были распределены между центральными музеями и областным краеведческим музеем, который формировался на базе Новоиерусалимского монастыря. Именно туда были вывезены в 1924 году «большая коллекция географических карт, рисунков, гравюр, фарфора, бронзы и около тысячи книг».
В 1920-е гг. здания усадьбы использовались для размещения сельской лечебницы и детского санатория. Во время Великой Отечественной войны залы дворца выгорели, провалилась кровля, парк пострадал от обстрела, парковые сооружения погибли, после чего ансамбль был заброшен. Карты и планы из собрания Чернышёвых-Кругликовых в настоящее время хранятся в запасниках Исторического музея; остальные же экспонаты погибли во время немецкой оккупации Нового Иерусалима.

Храм Казанской иконы Божией Матери

.

Б.Демидовский переулок. Окончание.
Дом № 10 -участок, на котором стоит дом, в начале XX века принадлежал купцу Алексееву Ивану Алексеевичу , торговцу колониальными товарами, содержателю трактира и рейнского погреба на углу Аптекарского переулка и Немецкой улицы в доме Михайлова (не сохр.), затем участок переходит к Максимову Николаю Петровичу . Дом старый, судя по архитектуре, но при каком из хозяев он был построен и в каком году неизвестно.


На старой фотографии видно как выглядела эта сторона переулка, дом №10 на ней последний с левой стороны.


Следующие два дома, имевшие раньше №12 и №14 (не сохр.). Оба в 1901 г. принадлежали московскому купцу, п.п. гр. Былинкину Герасиму Ивановичу .
Дом № 12 - 3-х этажный каменный доходный дом, позднее достроен 4-м этажом, теперь его увеличили и изменили до неузноваемости, по сути это уже новодел.

До Былинкина участок принадлежал купцу Михайлову , и на месте этого 3-х этажного дома стоял дом, в котором жил художник В.М.Васнецов.
Из воспоминаний А.В. Васнецова - сына Виктора Михайловича Васнецова "В 1891 г., весной, мы переехали в Москву. Мне было тогда 8 лет. Поселились мы в доме Михайлова в Б. Демидовском переулке. Мы заняли весь дом. Это был нижний этаж когда-то двухэтажного дома (верхний этаж сгорел). В сенях была лестница, которая упиралась в потолок, что было чрезвычайно интересно. В доме появилось много интересных вещей — кусок клыка мамонтова, лосиный рог, топор каменного века и др. вещи, нужные для картины . В доме были две большие комнаты и несколько маленьких. Одна, более светлая, служила отцу мастерской, другая — иногда тоже мастерской, иногда гостиной. Часть ее была отгорожена занавеской, за которой стояла кровать отца, где продолжались сказки и рассказы. В этой комнате были и детские спектакли, которые мы начали устраивать в Москве (в Киеве их не помню). Сами написали пьесу и играли. Там были колдуны, колдуньи, царевичи и царевны. У отца были костюмы свои и взятые напрокат для картин. Зрителями были отец и мать, иногда бабушка, временами живущая у нас. Тут же бывали вечерние чтения. Столовая была рядом, очень небольшая...".
Здесь же провел зиму 1892\1993 г., его брат - Аполлинарий Михайлович Васнецов . В 1894 г Виктор Михайлович переехал в собственный дом в Троицком пер. (сейчас Васнецова).
Дом был очевидно таким же, как и на снимке 2-х этажный дом, низ каменный, верх деревянный.
Дом № 14 (современная нумерация ) - особняк, 1878г. ? постройки, купца Яцкова Ивана Константиновича , торговца железом и казначея общества для пособия учащимся Коммерческого училища А.П. Глестера. Иван Константинович проживал здесь женой Марией Петровной и с дочерью или сестрой Марией Константиновной.

Детали, окно.

Напротив на углу Б. Демидовского и Бригадирского пер. сохранился еще один дом №13\1 .
Большой Демидовский пер. дом № 1/13. Фото 1987 - 1989 гг.


Сейчас он стоит в лесах и судьба его неизвестна.

Принадлежал в начале XX века вдове купца Кавериной Анне Ивановне .
Вид дома со стороны Бригадирского переулка.

Окно, детали.

Дом № 17. На другой стороне Бригадирского переулка стоял дом, 1820 г постройки. О доме ходило много разных слухов, по версии Андрея Ивановича Плигузова - российского историка, литератора и педагога, к.ист. наук - жителя этого дома - его построил сам Меньшиков , по другой версии - дом принадлежал Демидовым . Но думаю, это все легенды. Он сохранился только на старых фото.


Я живу в старом доме,
где кровь ударяет в висок
посильней тишины,
и ночные идут разговоры,
и в пустом коридоре
половицы скрипят,
и соседи катают бобы
по столу, ворожат
и зовут мертвецов,
и холодное солнце
из комнаты в комнату
входит.
Я живу в старом доме
и целыми днями могу
не читать, не писать,
а слушать, как будто
сквозь воду
список чьих-то печалей.
И дети кричат во дворе,
будто снег у них отбирают,
и старые песни поют.
где слова уже стерлись.
Андрей Плигузов, 1985 г.
На фото 1957 г. видно, что еще сохранена ампирная лепнина фасадов.

Вот, что о нем пишет Романюк - "На угловом с Большим Демидовским переулком участке, теперь строят заново дом, заменяя новым строением особняк начала XIX в. , показанный на плане местности 1820 г. на участке некоего "иностранца Карла Федорова сына Ратхина».
Дома, который числитсяв реестре охраняемых памятников архитектуры - как главный дом усадьбы К.Ратхина 1820 г. постройки, уже нет". Вот так сейчас выглядит дом-новодел.

Еще один дом №17 (снесен). Этот домик стоял на углу Б.Демидовского и Новокировского переулков.


Сейчас на этом месте пустырь, вот он .
Бригадирский переулок.
Название XVIII века связано с одним из домовладельцев, имевшим воинский чин бригадира (военный чин бригадира существовал в Российской армии в XVIII—XIX веках).
В Бригадирском переулке почти ничего не сохранилось. По стравочникам "Вся Москва" почти все участки между Бригадирским, Б.Демидовским и Новокирочным переулками принадлежали представителям купеческого рода Чернышовых с середины XIX века и до революции.
В 60-е годы XIX века была организована фирма по производству тонкого сукна "Пелагея Чернышева и сыновья". Торговый дом был организован на средства Чернышевой Пелагеи Яковлевны , урожд. Щербаковой, ее отец Яков Щербаков имел фабрику тонкого сукна у Покровского моста в Москве, и ее мужа Чернышева Андрея Трофимовича , занимавшегося торговлей древесным углем.
В начале производственные корпуса фабрики располагались здесь, между Бригадирским, Б. Демидовским и Новокирочным переулками, а в 1885 г. были переведены в Подмосковье, на купленный участок недалеко от деревни Пирогово, где была построена фабрика с тем же названием. История пироговской фабрики такова. В 1860 году А.И.Хлудов, купив у Иоганна Людвига Кноппа текстильную мануфактуру, на основе которой создал суконную фабрику, пригласил в компаньёны Чернышёву. В 1869 году Пелагея Яковлевна выкупила долю Хлудова и стала единственной владелицей пироговской фабрики, которая сохранялась и в советское время, под другим именем "Пролетарская Победа".
Старинное клеймо фабрики Чернышевых.


Еще одна фабрика Чернышевых - шелковая, находилась в Лефортовской части.
Сын Чернышевых П.Я и А.Т. - Михаил Андреевич был женат на дочери известного купца Мазурина Федора Алексеевича - Варваре Федоровне Мазуриной , ее родная сестра Вера Федоровна была замужем за купцом В.А. Бахрушиным . Таким образом Чернышевы породнились с Мазуриными и Бахрушиными.
В роде Мазуриных многие страдали психическими заболеваниями, которое через род Мазуриных, распространялось и на их родственников, об этом писал в своих воспоминаниях Варенцов Н.А., таким заболеванием страдал, например, сын Бахрушина В.А.; о преступлении родного брата Варвары Федоровны я писала .
Не обошло это и семейство Чернышевых, по рассказам , дочери В.Ф. и М.А.Чернышевых, "что в их семье Чернышевых не все было благополучно: однажды, когда сидели за чаем в столовой, из комнаты ее старшего брата раздался выстрел: "Мать, разливавшая чай, вся задрожала, бледная, вскочила, закричав: "Это мазуринское проклятье!" — и без чувства упала на пол. Действительно, мой брат застрелился (речь идет Сергее Михайловиче - директоре правления т-ва "Чернышева Пелагея и сын.") ... Причем она добавила: "Из трех оставшихся в живых братьев все были неизлечимые алкоголики, доставившие родителям много огорчения, а также и нам, сестрам".
Дом №4 - принадлежал сначала дочери Чернышевых - Чернышевой Александре Андреевне , а затем перешел к п.п. гр. Чернышеву Михаилу Андреевичу , сыну купцов Чернышевых.

Окно, детали.

Дом №6 - еще одно переделанное здание, оно в основе представляет собой дом, принадлежавший, как было написано на плане 1827 г., "отставному гусару Якову Готшалку ". До революции участок также принадлежал семье Чернышевых. Здесь располагалась контора товарищества "Пелагея Яковлевна Чернышева с сын.". Сейчас оно выглядит так.


Еще об одном доме Чернышевых .
Когда я писала этот пост в 2012 г., часть Бригадирского пер., расположенного за перекрестком с Бауманской ул, была перекрыта с обеих сторон и никаких старых его фотографий тогда в сети не было. Но сейчас можно восстановить этот пробел.
Вид этой части Бригадирского пер. сохранился на фото 1905 г., на котором запечатлены похоны Баумана. Напомню, унедалеко отсюда дворник купцов Щаповых смертельно ранил Н.Баумана , который осквернил государственный флаг, висевший на одном из корпусов их фабрики.


Дом на фото слева - торец Фанагорийский казарм, . Вдали поперек - бывшее Императорское Московское техническое училище, сейчас МВТУ им. Баумана. Два крайних дома справа не сохранились, а два следующие - №12 и 14 стоят до сих пор.
Дом №12. Бывшее Училище имени принца П.Г. Ольденбургского.
Училище было открыто в 1879 году, в старом, XVIII века, доме. Средства выделило Московское Дамское попечительство о бедных. Оно носило имя выдающегося благотворителя Петра Георгиевича Ольденбургского.
Училище имени принца П.Г.Ольденбургского. Фото 1882 г.


В него принимали платно и бесплатно мальчиков 7-10 лет, для подготовки их в кадетские корпуса и все средние учебные заведения. На 1-м и 2-м этажах были классы; на 3-м спальни для части живущих воспитанников. Часть здания (левую часть, со стороны ул. Коровьего брода, сейчас 2-я Бауманская ул. ) занимал домовый храм св. Александра Невского. Освящен в 1882 году.
Бригадирский пер. Фото 1980 г.


При Военной академии химической защиты имени маршала С.К.Тимошенко росписи бывшего храма сбили.
Вот так здание с храмом выглядело прежде - дом справа. Слева д.14 - угловой, в то время это общежитие для неимущих студентов Императорского технического училища. Фото 1903 - 1915 гг.


А это фото сделано в 22.10.2015 г., но судя по панораме Яндекса, оно стоит в таком же виде и сейчас.


Современный вид Бригадирского пер. Фото 22.10.2015 г.


Дом №14 - современный вид со стороны Бригадирского пер. Фото 22.10.2015 г.


Фото 1900 - 1904 гг.

Другие улицы Москвы и их достопримечательности. Оглавление .

Главный дом усадьбы Чернышевых «Ярополец»

Расположение: Московская область, Волоколамский район, село Ярополец.
Дата основания: 1760-е гг.

Главный дом как часть усадебного комплекса строился в 1760-гг. Здание расположено в глубине парадного двора и представляет собой кирпичный оштукатуренный двухэтажный объем с мезонином в стиле раннего классицизма. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, выгорели интерьеры и конструкции перекрытий, остались только стены.

В 1970 г. было начато восстановление усадьбы. Восстановлены утраченные части стен, смонтированы конструкции перекрытий и сделана кровля. Дальнейшие работы приостановлены из-за прекращения финансирования.

За прошедшие годы здание снова стало разрушаться. Появились протечки в кровле, из-за отсутствия отмостки разрушается белокаменный цоколь, отваливаются частично сохранившиеся фрагменты декора. В целом можно отметить, что памятник приблизительно на 40% сохранил свой внешний первоначальный исторический облик. Реставрационные работы на памятнике были начаты в 70-х годах и прерваны в связи с отсутствием финансирования в конце 80-х годов ХХ века.

В настоящее время здание не используется. В 1970-1988 гг. Объединением «Росреставрация» был разработан проект реставрации (ГАП Беркут В.П., Савва Е.Е.). Однако к настоящему времени проектная документация устарела и необходима корректировка ее под современные условия и расценки.

Представленный проект реставрации разработан на основании Гос. контракта №3147-01-41/10-13 от 18. 09. 2013 года по заказу Министерства культуры Российской федерации и в соответствии с нормативно-методической документацией по реставрации. (СРП-2007.16.01.2011, РНиП 4.05.93).

Состав и объем комплекта документации выполнен в соответствии с техническим заданием на проектирование.

На основании планового (реставрационного) задания изыскательские работы были направлены на исследования сохранившихся частей и элементов памятника для восстановления исторического облика.

На основании историко-архивных исследований была составлена историческая справка; проведены схематические обмеры здания и архитектурно-археологические обмеры сохранившихся деталей, инженерные исследования, исследования строительных и отделочных материалов, а также на стадии предварительных работ был проведен анализ ранее выпущенной документации, разработанной трестом Мособлстройрестарвация и институтом ГИПРВУЗ. Необходимо отметить тот факт, что к настоящему времени остов главного дома и фасады в целом восстановлены, но в процессе восстановления (в 1970 г.), были утрачены многие оставшиеся следы старых форм.

Краткая историческая справка с анализом хронологии объекта реставрации. (основных этапов формирования Главного дома усадьбы)

Первые сведения о селе Ярополец относятся к XIV веку. В разных источниках село именуется Ерополч, Ерополча. Современное название села Ярополец в конце XIX века относилось к усадьбе Гончаровых, а усадьба Чернышевых-Кругликовых называлась Ярополчем.

До 1684 года Ерополч был царским дворцовым селом, местом заповедной царской охоты. С 1684 года село было пожаловано Петру Дорофеевичу Дорошенко. О застройке, которая была произведена в селе, никаких данных нет.

Основание дворцово-паркового ансамбля многие исследователи приписывают графу Григорию Петровичу Чернышеву, который купил в 1717 году землю под усадебную застройку у наследников гетмана Дорошенко.

После смерти Григория Петровича Чернышева имение наследует его сын – Захар Григорьевич Чернышев, известный как блестящий полководец, руководивший в ходе войны с Фридрихом II штурмом Берлина в 1760 году, фаворит Екатерины Второй. Императрица высоко ценила административные способности Захара Григорьевича и назначала его на руководящие посты. Именно Захар Григорьевич Чернышев и стал основателем одной из известнейших русских усадеб.

В конце 1770-х Чернышев решил превратить свою ярополецкую усадьбу в «русский Версаль». Украшением паркового комплекса стал дом-дворец. Сооружение считалось одним из красивейших не только в Подмосковье, но и в России. Парадный двор дворца был оформлен изящными флигелями. Кареты въезжали через ажурные ворота. Зубчатые башни ворот напоминали о победах в Русско-турецкой войне.

Своеобразно был спланирован не только дом, но и имение в целом. Как уже было сказано, его прообразом стал Версаль с лучами-аллеями. Известно, что прямые лучи версальских аллей пересекались точно в спальне королевского дворца.

Однако фельдмаршал Чернышев понял солнечную символику Версаля весьма оригинально – прямые лучи соединяли деревни, которые вошли в поместье.

План усадьбы

На парадный двор с площади вели оригинальные ворота в виде двух крепостных башен, делая усадьбу похожей на феодальный замок. На башнях развевались штандарты Чернышевых, над проездом размещался родовой герб. В «Экономических примечаниях» к генеральному межеванию Волоколамского уезда, датированных тем же 1766 годом, дается описание полностью сформированного ансамбля усадьбы. О дворце там говорится: «Дом господской в три этажа, каменный, хорошей архитектуры» Здание дворца, возведенное в 1760-х годах в стиле французского неоклассицизма, несвойственном подмосковной усадьбе, является произведением высокого художественного уровня. При создании образа дворца применялась плоская декорация из лопаток, филенок и оконных наличников с гирляндами. Карнизы и лепнина оживляли облик фасада, равномерно расчленённого лопатками. Лепные замки и гирлянды украшали парадный этаж с большими арочными окнами. Центральная часть здания была выделена аттиковым этажом с овальными окнами. Поверхность стен фасада тонко декорирована лепными гирляндами, наличником с замковым картушем из белого камня, подоконником и подоконными деталями также из белого камня, изящным карнизом и лепниной под окнами. Так же выглядит в целом фасад главного дома, выходящий в парк. Полуциркульные переходы, относящиеся уже к 19 веку, несколько отличаются по архитектуре от главного дома, но достаточно тонко ему ассистируют вместе с двумя воротами по обеим сторонам Красного двора, выходящими во дворы каре.

В целом надо отметить уникальность как композиции дома с двумя каре, так и масштабность планировочной системы с парком прудами и дорогами, объединяющими все владения Чернышевых в Яропольце.

Одним из автором проекта, по всей вероятности, являлся ведущий мастер неоклассицизма того времени Жан Батист Валлен-Деламот, известный как автор зданий в Петербурге таких, как Академия Художеств и Гостиный Двор. В пользу этого предположения говорит, например, тот факт, что примерно в это же время по его проекту строился дворец для Ивана Григорьевича Чернышева, брата владельца усадьбы.


Схема постройки соответствовала тогдашнему представлению об идеальном городе-резиденции и сближала Ярополец с французским Версалем, чем и было вызвано, что усадьбу современники называли «Русским Версалем».

Дворец выстроен из кирпича в стиле переходном от барокко к классицизму.

А.В. Чекмарев пишет: «Вероятное авторство Валлен-Деламота заставляет пересмотреть место и значение ярополецкого дворца в архитектурном наследии Подмосковья. Следует еще раз подчеркнуть, что в Яропольце до наших дней дошел один из редчайших памятников французского неоклассицизма первой половины 1760-х гг., почти не представленного в усадебной архитектуре.» Как заказчик З.Г.Чернышев мог определить стиль и вид своего дворца, так как побывал при военных действиях почти во всех европейских странах. Кроме того, в это время распростронялись увражи с французской и итальянской архитектурой.

У Чернышева, конечно, были эти увражи. Был он и хорошо знаком с архитектором Валлен-Деламотом. Но руководителем работ и соавтором постройки, по-видимому, был сам З.Г.Чернышев. Помогали ему в этом ученики архитекторов. Строительство своего дворца З.Г.Чернышев начал с устройства своего кирпичного завода в Яропольце, на котором изготовлялся не только кирпич, но и кровельная черепица. Эта черепица частично сохранилась на башнях конного двора. Полностью достроить усадьбу ему не удалось, однако уже современники ставили Ярополец в один ряд с «наилучшими в Европе увеселительными домами». Позже возникла традиция называть усадьбу «Русским Версалем». Хотя и многие другие парадные усадьбы русского дворянства, отличавшиеся особой пышностью, сравнивали с Версалем, но в случае с Яропольцом это наиболее оправдано. «Композиция усадьбы, стилистика зданий и паркового оформления вызывают здесь массу ассоциаций с французским прообразом, естественно, с учетом несопоставимых масштабов, различий в художественном уровне и иной местной специфики. Тем не менее, в Яропольце нагляднее и последовательнее, чем во многих других русских ансамблях, был реализован тип репрезентативной загородной усадьбы версальского образца, ориентированный на французские регулярные города-резиденции XVII века».

З.Г. Чернышев умер в 1784 году, а в 1787 году, в усадьбе случился страшный пожар, интерьеры дворца были почти полностью уничтожены. Восстановительные работы заняли несколько десятилетий. По всей вероятности сгорела и оригинальная кровля.

В XIX веке обустройством усадьбы занимался Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов. В этот период, в 40-е годы ХIХ века, был перестроен главный дом с флигелями, хозяйственные дворы были соединены с главным домом полукруглыми переходами. Сохранилось описание хозяйственных построек: «Дом господской в три этажа, каменный, лучшей архитектуры, по сторонам оного службы конный и скотной двор построены четыреугольными замками, все каменные, крытые черепицею с четвероугольными осмнатцатью башнями, соединены между собой каменными стенами, которые составляют господской двор, при въезде в оный две круглые башни...» .

После 1917 года в усадьбе была национализирована и в ней располагается районная больница, затем санаторий им. Павлика Морозова, в годы Великой отечественной войны - госпиталь. В годы войны обе соседние ярополецкие усадьбы были заняты немцами, в здании дворца ими устроен штаб с 30 октября 1941 года по 17 января 1942 года. Чернышевская усадьба неоднократно подвергалась бомбардировкам, дом-дворец сожжен в ноябре, остались одни только стены. Служебные постройки, примыкающие к парадному двору, были заняты фашистскими военными частями.

Несмотря на значительность и уникальность памятника, а так же на продолжительное время изучения объекта специалистами, в силу сложившихся обстоятельств, исследования велись фрагментарно и непоследовательно. Долгое время работы были остановлены вовсе из-за прекращения финансирования. В начале 20 века было создано Общество исследователей русской усадьбы. Ими опубликованы статьи и материалы по усадьбе Чернышевых. Со статьями, посвящёнными усадьбе, в разное время выступали С. А. Торопов, Н. Я. Тихомиров, но их материалы в основном были описательного характера. Памятник исследовали А. П. Седов после войны и разрушения его в 1941-1942 г., А.С. Фуфаев, оставивший описание и обмеры схематического характера. (Рис. 17.). В 1946-1948 годах архитекторы Н.Я. Тихомиров и А.С. Фуфаев составили паспорта на памятники ярополецкой усадьбы Чернышевых. Общий объем разрушений здания дворца оценивался ими в 70% от его прежнего состояния.

Увражи из французских альбомов XVIII в.


Описание существующего облика здания

Дворец усадьбы Чернышевых в Яропольце является единственным в своем роде памятником переходного периода от архитектуры 60-80 годов ХУШ века со своеобразными чертами барокко к архитектуре раннего русского классицизм.

При обследовании существующего состояния главного дома усадьбы в настоящее время наблюдается большой процент утрат первоначальных элементов конструкций. Утрачено более 70% первоначального облика. По дошедшим до нас графическим и архивным материалам, главный дом представлял собой соединенные между собой три разноэтажные объема, с внешними габаритами 68х20м. Существующие части представляют собой:

    • Фасады здания.
    • Двухэтажный с мансардой центральный корпус, соединенный с двух- этажными фланкирующими корпусами.
    • Старая кирпичная кладка зданий выполнена из кирпича размером 27х13х7 см на известковом растворе, толщина шва – до 2 см. Как отмечалось ранее, дворец сожжен в ноябре 1942 года, остались одни только стены. Первоначальная кладка на корпусах сохранилась в разной степени. Разрушения происходили и в послевоенное время. При реставрационных работах, проводившихся в 1970-80 годах, разрушенные части стен были восстановлены. В дошедшем до настоящего времени строении в основном видна новая кладка стен и небольшие фрагменты первоначальной кладки.
    • В основном фасады здания восстановлены в 80-х годах 20-го в. Остались неотреставрированными белокаменные детали наличников и лепные гирлянды.

Основные положения проекта реставрации


Проект реставрации «Мособлстройрестарвация».1960г.



План по обмерам Кузнецова


План приспособления 1952г.

В архивных документах есть запись о покраске балясин парадной лестницы, но при рассмотрении проекта реставрации объенинения «Росреставрация» 1980г., нет парадной лестницы. В проектах французских архитекторов, а именно на них ориентировался Чернышев при строительстве своего дворца, парадным лестницам отводилось большое помещение при входе в здание.

Рассматривая обмерные чертежи Фуфаева и Кузенецова (рис 19,21) можно отметить, что планировка здания не была такой же симметричной, как на планах приспособления сделанных в 1970-80 годах и даже выполненных в натуре. Более ранний проект приспособления (1952г.) качественно отличается от всех остальных, согласуясь с обмерными чертежами и принципами планировки французских проектов подобных зданий.

Примеры интерьеров домовых церквей


Гатчинский дворец. Домовая церковь.


Церковь вмц. ВАРВАРЫ при дворце гр. С. Д. Шереметьева

Церковь Александровского дворца


Павловск.Домовая церковь 1780е годы

По рассмотренным материалам приходишь к выводу, что в выполненных ранее проектах реставрации нет решений по крыше, по парадной лестнице и домовой церкви.

Представленный настоящий проект – попытка ответить на эти вопросы и обосновать принятые решения.

Сохранившиеся белокаменные детали наличников расчистить, а утраченные детали воссоздать, используя сохранившиеся как образец. Частично здание было оштукатурено при проведении реставрационных работ. Штукатурку продолжить цементно-известковым раствором по рекомендациям технолога. Восстанавливаются лепные декоративные элементы фасадов. При восстановлении лепнины необходимо руководствоваться чертежами проекта реставрации. Сохранившиеся лепные детали на фасаде укрепить, утраченные фрагменты дополнить. При воссоздании полностью утраченных элементов можно использовать сохранившиеся лепные детали как образец, изготовив по ним форму для отливки. В новых отливках предусмотреть клямеры для крепления к стене. Отливки пропитать гидрофобными составами. На отсутствующие декоративные элементы (герб Чернышевых на парковом фасаде) разработать подробные рабочие чертежи. Рисунок окон в проекте представлен на период 18 века. Рабочие чертежи по окнам разработаны по утвержденному на художественном совете варианту. Карнизы и профили выполнить по образцу восстановленных при реставрации в 1970-80гг. По стенам здания необходимо произвести вычинку кирпичной кладки, в местах ее разрушения, закончить штукатурку по всем фасадам. Ступени внешних лестницы должны быть выполнены из блоков песчаника. По дворовому фасаду крыльца имеют две ступеньки, по парковому фасаду крыльца состоят из 10-ти ступеней. В соответствии с уровнем первых ступеней произвести планировку отметки земли. Цветовое решение фасадов предлагается на основе изучения архитектурного стиля, в духе которого построено здание дворца, аналогов того времени.

А также проектом предусмотрено:

        • Завершение штукатурных работ по фасадам и интерьерам
        • Воссоздание утраченных лепных украшений.
        • Покраска здания по согласованному проекту.
        • Восстановление парадных крылец по фасадам.
        • Установка оконной и дверной столярки.
        • Устройство полов.
        • Отделка интерьеров
        • Устройство лестницы в подвал плитами из песчаника.

Фундаменты и цоколь

При обследовании фундаментов были вырыты шурфы. Обследование показало, что фундаменты находятся в удовлетворительном состоянии, но укрепление их всё же произвести надо. Так по парковому фасаду установлено, что заглубление фундаментов около 70 см., это не отвечает современным требованиям. В связи с этим необходимо произвести ряд мероприятий по приведению фундаментов здания к современным нормам по глубине промерзания. Отмостка вокруг здания отсутствует. Восстановление отмостки разработать в инженерно-конструкторском разделе. Проектом должно быть предусмотрено устройство песчано-гравийной подготовки (с гидроизоляцией и уклонами), выполненной из каменных плит песчаника размером 30х40 см. Укладывать плиты со швами 5-10мм. Уровень отмостки не должен перекрывать сохранившиеся продухи в цоколе здания.

Цоколь дворца выложен из кирпича и облицован белокаменными блоками 20х 50-60см. Состояние блоков удовлетворительное, но из-за сырости, вследствие отсутствия отмостки, покрыты зеленой плесенью, которую необходимо удалить. Кроме работ по цоколю необходимо произвести расчистку и докомпановку отдельных утрат по белокаменному цоколю.

В цокольной части флигелей расположены подвалы. Степень сохранности их удовлетворительна и есть предположения, что они построены еще при Г.П. Чернышеве.


По подвалам необходимо произвести расчистку пола от мусора и восстановить двери по сохранившимся подставам и ступеньки спуска.

Интерьеры

Планировка дворца сохранилась только в пределах капитальных стен. Интерьеры дворца полностью утрачены. Нет ни проектов, ни фиксации того, что было построено первоначально. Имеющиеся архивные фотографии отображают вид интерьеров в начале 20 века. Но до этого были и пожары в 1787 году и перестройки новыми владельцами, а описание сводится только к предметам, украшавшим интерьеры.

В связи с этим при реконструкции планировки были использованы проектные решения подобных зданий 18-19 века. Проанализированы сохранившиеся архивные фотографии и обмерные чертежи 1946-80 годов.

Предлагаемый для рассмотрения эскизный проект основывается на этих аналогах. При входе с парадного двора в здание дворца восстанавливается площадка о двух ступенях. Внутри устраивается тепловой тамбур. Справа от входного зала располагается гардеробная. Слева - лестница на второй этаж и вход в помещения первого этажа. Комнаты первого и второго этажей анфиладного типа с дверными проемами, расположенными по одной оси. Центральный зал, выходящий окнами в парк, имел камин и над ним горельеф герба рода Чернышевых.


Справа и слева от камина стояли скульптуры. Как следует из исторических данных, эти скульптуры предназначались для установки их в храме у склепа З. Чернышева, но по каким-то причинам так и не были там установлены (рис.16). Залы первого этажа были украшены лепными гирляндами, парными колоннами ионического ордера с канелюрами. Стены залов украшали медальоны с гербами и портретами предков. По потолку был протянут карниз с кронштейнами (рис.17). Полы из наборного паркета.


Планировка второго этажа, в целом, повторяла планировку первого этажа, но в отличие от первого, высота комнат которого была 4,5 метра, здесь высота комнат 3 метра. Мансардная надстройка в центральной части здания явно предназначалась для увеличения высоты помещения второго этажа и устройства в нем «второго света». В архивных документах есть запись о просьбе управляющего имением вынести иконостас на время ремонта помещения. В связи с этим предполагается, что домовая церковь была устроена в центральной части дворца в зале второго этажа, выходящего в парк. На самый верх в мансардный этаж вела служебная лестница, на второй этаж – парадная.

АРФ. Ф. 1713. Оп. 2. Д. 45. Ведомости расходов разных материалов для ремонта господского дома в селе Яропольце. 1841-1844 гг.Л.1 Ведомость сколько употреблено покупных и экономических материалов для окончательной отделки в селе Ярополче господского дома, сколько уплочено вольным мастерам за паркетныя полы и малярную работу, Лаку масляного для парадной лестницы …

Расположение парадной лестницы определилось на основе плана 1946 года составленного А. Фуфаевым и обмеров входного зала Серова. Вид лестницы неизвестен, поэтому для ее реконструкции привлечены аналоги из зданий 18-19 веков.


План по обмерам А.Фуфаева 1946г.

Примеры по устройству лестницы на 2 этаж



Лестница в дворце.Франция

Примеры решений устройства лестниц




Лестница в дворце Меньшикова


Дворец Меньшекова план разрез

Обмеры А.Седова

Проектное предложение по восстановлению парадной лестнице

Планировка дворца. Внизу на центральной оси: со двора при входе - "парадная прихожая", а по сторонам от нее - лестница (слева от входа?), столовая с буфетной (справа); окнами в сад две небольшие гостиные для игры в карты и шахматы. Канонические парадные апартаменты с двумя спальнями (для графа и графини) находились во 2-м этаже. При них на дамской половине - будуар, гардеробная: на мужской половине - кабинет, м.б. библиотека: а в центре апартаментов, на главной оси - зал-"салон" с куполом и одна общая гостиная (? не ее ли в поздних источниках называли "круглой столовой"). В этих верхних апартаментах и останавливалась Екатерина, приватно пребывая в них 3 дня со своим фаворитом

Пристроенные в 19 веке четыре круглых башни, предназначенные для размещения в них ватерклозетов, и восстановленных при реставрации в 1980г., предлагается сохранить. Полукруглые крылья, соединяющие дворец с конным и скотным дворами также были возведены в 19 веке и архитектура их сохранилась. По ним необходимо произвести реставрацию кирпичной кладки существующих стен и штукатурки.

В предлагаемом проекте реконструкции предусматривается максимально возможное воссоздание первоначального вида дворца на середину 18 века.

Крыша и фасады

Первоначальная крыша не сохранилась, и какая она была до пожара 1787 года доподлинно не известно. Существующая сейчас кровля явно не соответствует первоначальному виду и подлежит переделке в соответствии, с проектом реставрации основанном на аналогах и исторических сведениях с покрытием кровли черепицей. Конструктивно выполнена по типу мансардных крыш 18 века.

Аналоги. Примеры фасадов зданий XVIII в.


Дворец Шереметьева в С.Петербурге


Рундальский дворец. Впервые его начали строить в 1736-м году. Внутренняя отделка была завершена только к 1768-му году. Принадлежал Бирону.


Дворец Меньшикова в Петербугге после реставрации.


Дворец Меньшикова (гравюра)


Замок Людвигсбург.1733


Замок Вилландри. XVIII в.


Дом купца в Туле. 1744г.


Особняк в Праге. XVIII в.


Замок Во-Ле-Виконт

В данном проекте также предусмотрено восстановление печных труб и печей, существовавших в здании, а также флагштока над центральным объемом здания. Аналоги зданий с подобными крышами представлены выше (рис. 28-36.).

По архивным сведениям можно предположить, что все строения усадьбы были покрыты черепочной кровлей. Кирпич и черепица изготавливались в Яропольце. Третий этаж был мансардного типа характерным - для архитектуры этого периода. По всей вероятности при пожаре была уничтожена оригинальная кровля. Восстановительные работы заняли несколько десятилетий. К этому времени изменились архитектурные стили и приемы сооружения крыш. Высокие мансардные крыши вышли из моды, а задуманное З.Г. Чернышевым - «Версаль» с его высокими кровлями был забыт новыми хозяевами. Сгоревшую крышу дворца восстанавливать в первоначальном виде уже не стали. Реконструкции дворца, выполненные в 1949 году А. Седовым и проект реставрации «Мособлстройрестварция» 1980г., не затронули воссоздания первоначальных крыш на дворце. Здание дворца на этих проектах совсем не похожи на стиль французской архитектуры 18 века, а именно такую хотел воплотить в своем дворце З. Г. Чернышев.

Конструктивные решения

Техническое состояние здание оценивается как ограниченно работоспособное.

Проектом предусмотрено:

        • Усиление фундаментов методом инъектирования и подводки новых железобетонных фундаментов.
        • Замена стропильной системы под черепичное покрытие.
        • Разработка конструкций парадной лестницы и лестниц при входах в здание.

Выводы

На основании натурных исследований нужно отметить ценность сохранившихся подлинных элементов.

Сохранилось достаточное количество материала двух значительных периодов:

        • Первоначального 1760г.
        • Второго – реконструкции при Чернышеве – Кругликове в 19 веке.
        • Далее здание после 1919года здание приспосабливалось под колонию беспризорников, потом под жилье служащих при больнице. После 1945 года в полуразрушенном здании был гараж и мастерские военной части.

Эскизный проект реставрации 1985 года, выполненный институтом ГИПРОВУЗ предусматривал восстановление утраченных частей. Восстановительные работы были начаты, но не закончены внезапным прекращением работ, что в отдельных случаях привело к ухудшению состояния подлинных частей. Необходимо пересмотреть проект приспособления в соответствии с вновь выявленными проектными предложениями ориентированные на восстановление дворца на первоначальный период строительства с частичным восстановлением интерьеров и сохранения с реставрацией пристроек 19века.

Список нормативных и ссылочных документов

      • Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
      • СНиП 2.01.01-82 Справочное пособие к СниП. Строительная климатология
      • СНиП 2.02.01-83*. Основания зданий и сооружений.

16 мая 2005 года здание полностью уничтожено пожаром. Крайне вероятной представляется версия поджога.

Всегда выделялся среди прочих старинных построек на Царской-Советской-Кировской улице редкий образец деревянной гражданской архитектуры, уже 120 лет стоящий на перекрестке с улицей Свердлова (ранее Сергиевской) – великолепный двухэтажный бревенчатой дом (сейчас №45) – бывшее городское имение Василия Ивановича Чернышева – Почетного гражданина Павловского Посада, управляющего фабриками знаменитого «фарфорового короля» в Дулеве М.С.Кузнецова.

Образованный, умный и деятельный Чернышев был в посаде одним из самых уважаемых граждан. Кстати, это он обеспечил изразцовой дулевской плиткой облицовку мемориальной часовни в память 100-летия подвига вохонских ополченцев в Отечественной войне 1812 года. Часовня, как известно, была в 1932 году разрушена красными безбожниками, но образцы подобной кузнецовской плитки ещё сохранились в облицовке первого этажа и на .

Поместье Чернышевых было настолько функционально удобно и прочно, что в нем на протяжении всей советской эпохи размещались различные властные, административные и общественные организации, не говоря уже о пребывании здесь треста столовых и прочих поздних добровольных обществ, и контор. Здесь в первые годы советской власти развивал свою деятельность Павловский «Райсовпроф», здесь была редакция знаменитой популярной местной газеты «Ударник», а затем «Ленинская искра». Дом этот должен быть сплошь облицован мемориальными досками.

Не секрет, что в этом здании в свое время (с 1887 г.) много лет действовала домовая церковь Чернышева (отсюда крестообразная форма второго этажа), которая потом, в 1908 году, была переведена в новый Свято-Дмитровский древлеправославный храм на Рождественской (ныне Урицкого) улице. (Эта крепчайшая храмовая постройка была с трудом разрушена и снесена в год 1000-летия крещения Руси (1988). Так пополнился местный список «заслуг» эпохи атеизма…).

Таким образом, многократно освященное здание Чернышевых благополучно прослужило весь ХХ век, принося горожанам немалую пользу, пока на это якобы выгодное в коммерческом отношении место не «положили глаз» представители безбожного отряда новорусских хищников. По их заказу историческая достопримечательность посада уже дважды поджигалась только в 2004 году, от чего сильно пострадала. Бедные зомби дикого капитализма даже не представляют масштаба грядущих несчастий, которые они сами на себя навлекают содеянным святотатством. Не ведают, что творят…

Я не раз видел, как проходящие мимо изуродованного красавца-дома старожилы охают, ахают и возмущаются. Некоторые замечают, что силы высшей справедливости защищают дом и не дают сгореть ему полностью. Значит над этим освящённым местом, как и положено, есть свой ангел-хранитель. Но кто-то уверен, что бандиты дожгут посад…


О том, как сгорел этот дом, и о последовавших за тем событиях
Загрузка...