aqua-kop.ru

Цели стран в первой мировой войне таблица. Россия в первой мировой войне

Планы участников войны недостаточно учитывали возросшую роль экономического и морального факторов и были рассчитаны на ведение боевых действий лишь за счет мобилизационных запасов, накопленных в мирное время. Считалось, что война будет кратковременной. Перевод военной экономики на нужды военного времени не предусматривался.


Генеральные штабы империалистических государств много лет затратили на разработку планов войны.

Общим для всех планов являлось то, что они выражали захватнические устремления отдельных держав, а также отдельных враждующих коалиций; в тоже время они выражали острые противоречия между отдельными империалистическими хищниками внутри коалиций, каждый из которых стремился побольше военного бремени возложить на своих союзников и побольше прихватить богатств при обоюдном дележе добычи.

Сущность германского плана (план «Шлиффена») заключалась в стремлении бить противников последовательно: сначала предполагалось нанести удар по Франции и разгромить ее армию, а затем перебросить главные силы на Восток и разгромить Россию. В обоих случаях делалась ставка на кратковременную войну.

С целью обхода и окружения французской армии намечалось осуществить фланговый маневр через Бельгию, в обход главных сил французской армии с севера. Вспомогательная группа должна была играть роль заслона против возможного наступления французской армии. На Востоке в начале войны планировалось развернуть одну армию с задачей прикрыть Восточную Пруссию от возможного вторжения русских войск. Активные действия против России в это время должны были вести австро-венгерские войска. Основной порок германского плана заключался в переоценке своих сил и недооценке сил противника.

На австро-венгерский план войны сильное влияние оказывал германский генштаб, стремившийся использовать австро-венгерские войска для сковывания русских армий в период нанесения Германией удара по Франции. Ввиду этого австро-венгерский генштаб вынужден был запланировать одновременные активные действия против России, Сербии и Черногории. Главный удар намечалось нанести из Галиции на восток и северо-восток. Австро-венгерский план был построен в отрыве от реального учета своих экономических и моральных возможностей. В этом наглядно проявилось влияние немецкой военной школы - недооценка противника и переоценка своих сил. Наличие сил и средств не соответствовало поставленным задачам.

Французский план войны был наступательным, но он носил выжидательный характер, поскольку первоначальные действия французских войск ставились в зависимость от действий германских войск. Только Лотарингская группировка в составе двух армий получила активную наступательную задачу. Центральной группировке войск в составе одной армии отводилась роль связывающего звена между бельгийской и лотарингской группировками. Бельгийская группировка в составе одной армии должна была действовать в зависимости от поведения противника.

В случае нарушения немцами нейтралитета Бельгии и наступления их через ее территорию, эта армия должна быть готова наступить в северо-восточном направлении, в противном случае ей предстояло наступать в восточном направлении.


Сущность английского плана сводилась к обещанию направить во Францию экспедиционную армию в составе семи дивизий. Английские правящие круги рассчитывали переложить главную тяжесть войны на суше на Россию и Францию. Своей основной задачей Англия считала обеспечение господства на море.

Русский план войны разрабатывался в условиях экономической и политической зависимости царской России от англо-французского капитала. Англия и Франция, представляя царскому самодержавию кабальные займы, возлагала на Россию тяжелые военные обязательства, с которыми должен был считаться генеральный штаб при разработке плана войны. Интересы самодержавия требовали нанесения главного удара по Австро-Венгрии. Однако, в силу зависимости от Англии и Франции, Россия должна была вести наступательные действия и против Германии с целью отвлечения ее сил с запада и ослабления ударов немецких войск по французской армии. Желание удовлетворить заинтересованные стороны привело к решению наступать одновременно против обоих противников. Северо-западный фронт должен был окружить и уничтожить 8-го немецкую армию и овладеть Восточной Пруссией, Юго-Западному фронту ставилась задача окружить и разгромить австро - венгерские войска, находившиеся в Галиции.

К началу военных действий на Западно-Европейском ТВД против Франции и Бельгии Германия развернула 86 пехотных и 10 кавалерийских дивизий (1,6 млн. чел. и 5000 орудий). Этим силам противостояло 85 пехотных и 12 кавалерийских дивизий франко-англо-бельгийских войск (1,6 млн. чел. 4640 орудий).


Первая мировая война (1914 - 1918)

Российская Империя развалилась. Одна из целей войны решена.

Чемберлен

Первая мировая война длилась с 1 августа 1914 по 11 ноября 1918. В ней принимало участие 38 государств с населением 62% от мирового. Эта война была достаточно неоднозначной и крайне противоречиво описана в современной истории. Я специально привел в эпиграфе слова Чемберлена, чтобы лишний раз подчеркнуть эту противоречивость. Видный политик Англии (союзник России по войне), говорит, что свержением самодержавия в России достигнута одна из целей войны!

Большую роль в начале войны сыграли Балканские страны. Самостоятельными они не были. На их политику (как внешнюю, так и внутреннюю) большое влияние оказывала Англия. Германия к тому времени утратила свое влияние в этом регионе, хотя продолжительное время контролировала Болгарию.

  • Антанта. Российская империя, Франция, Великобритания. Союзниками выступали США, Италия, Румыния, Канада, Австралия, новая Зеландия.
  • Тройственный союз. Германия, Австро-Венгрия, Османская империя. Позже к ним присоединилось Болгарское царство, и коалиция стала именоваться «Четверной союз».

В войне принимали участие следующие крупные страны: Австро-Венгрия (27 июля 1914 - 3 ноября 1918), Германия (1 августа 1914 - 11 ноября 1918), Турция (29 октября 1914 - 30 октября 1918), Болгария (14 октября 1915 - 29 сентября 1918). Страны Антанты и союзники: Россия (1 августа 1914 - 3 марта 1918), Франция (3 августа 1914), Бельгия (3 августа 1914), Великобритания (4 августа 1914), Италия (23 мая 1915), Румыния (27 августа 1916).

Еще 1 важный момент. Изначально членом "Тройственного союза" была Италия. Но после начала Первой мировой войны, итальянцы объявили о нейтралитете.

Причины Первой мировой войны

Главная причина начала Первой мировой войны заключается в стремлении ведущих держав, прежде всего Англии, Франции и Австро-Венгрии к переделу мира. Дело в том, что колониальная система к началу 20 века рухнула. Ведущим европейским странам, которые годами процветали за счет эксплуатации колоний, теперь нельзя было получать ресурсы просто так, отнимая их у индусов, африканцев и южноамериканцев. Теперь ресурсы можно было только отвоевывать друг у друга. Поэтому и нарастали противоречия:

  • Между Англией и Германией. Англия стремилась не допустить усиления влияния Германии на Балканах. Германия стремилась укрепиться на Балканах и Ближнем Востоке, а также стремилась лишить Англию морского господства.
  • Между Германией и Францией. Франция мечтала вернуть себе земли Эльзас и Лотарингию, которые она потеряла в войне 1870-71 годов. Так же Франция стремилась захватить немецкий Саарский угольный бассейн.
  • Между Германией и Россией. Германия стремилась отнять у России Польшу, Украину и Прибалтику.
  • Между Россией и Австро-Венгрией. Противоречия возникали из-за стремления обеих стран оказывать влияния на Балканы, а также стремление России подчинить себе Босфор и Дарданеллы.

Повод к началу войны

Поводом к началу Первой мировой войны послужили события в Сараево (Босния и Герцеговина). 28 июня 1914 года член организации «Черная рука» движения «Молодая Босния» Гаврило Принцип убил эрцгерцога Франса Фердинанда. Фердинанд был наследником австро-венгерского престола, поэтому резонанс у убийства был громадный. Это был повод Австро-Венгрии напасть на Сербию.

Здесь очень важно поведение Англии, поскольку Австро-Венгрия самостоятельно не могла начать войну, ведь это практически гарантировало войну во всей Европе. Англичане на уровне посольства убеждали Николая 2, что Россия в случае агрессии не должна оставлять Сербию без помощи. Но тут же вся (подчеркиваю это)английская пресса писала о том, что сербы варвары и Австро-Венгрия не должна оставлять безнаказанным убийство эрцгерцога. То есть, Англия сделала все, чтобы Австро-Венгрия, Германия и Россия не уклонялись от войны.

Важные нюансы повода к войне

Во всех учебниках нам говорят, что главный и единственный повод к началу первой мировой войны – убийство австрийского эрцгерцога. При этом забывают сказать о том, что на следующий день, 29 июня, состоялось еще 1 знаковое убийство. Был убит французский политик Жан Жорес, который активно выступал против войны и имел большое влияние во Франции. За несколько же недель до убийства эрцгерцога было покушение на Распутина, который как и Жорес был противником войны и имел большое влияние на Николая 2. Также хочу отметить некоторые факты из судьбы главных героев тех дней:

  • Гаврило Принципин. Погиб в тюрьме в 1918 от туберкулеза.
  • Посол России в Сербии – Хартли. В 1914 умер в посольстве Австрии в Сербии, куда он пришел на прием.
  • Полковник Апис, руководитель «Черной руки». Расстрелян в 1917.
  • В 1917 исчезла переписка Хартли с Созоновым (следующий посол России в Сербии).

Это все указывает, что в событиях дней было очень много черных пятен, которые не раскрыты до сих пор. И это очень важно понимать.

Роль Англии в развязывании войны

В начале 20 века в континентальной Европе были 2 большие державы: Германия и Россия. Открыто воевать друг против друга они не хотели, поскольку силы были примерно равны. Поэтому в «июльском кризисе» 1914 года обе стороны заняли выжидательную позицию. На передний же план вышла английская дипломатия. Она по средствам прессы и тайной дипломатии донесла до Германии позицию – в случае войны Англия сохранит нейтралитет или займет сторону Германии. Открытой же дипломатией Николаю 2 донеслась обратная мысль, что в случае начала войны Англия встанет на сторону России.

Нужно четко понимать, что одного открытого заявления Англии, что она не допустит войны в Европе, было бы достаточно, чтобы ни Германия, ни Россия ни о чем подобном и не помышляли. Естественно, что в таких условия и Австро-Венгрия не решалась бы нападать на Сербию. Но Англия всей своей дипломатией подталкивала европейские страны к войне.

Россия перед войной

Перед первой мировой войной Россия провела реформу армии. В 1907 году была проведена реформа флота, а в 1910 реформа сухопутных войск. Страна многократно увеличила военные расходы, а общая численность армии в мирное время составляла теперь 2 миллиона человек. В 1912 году Россия принимает новый Устав полевой службы. Сегодня его по праву называют самым совершенным Уставом своего времени, поскольку он мотивировал солдат и командиров на проявление личной инициативы. Важный момент! Доктрина армии Российской империи была наступательной.

Несмотря на то, что было много положительных изменений, были и очень серьезные просчеты. Главный из них – недооценка роли артиллерии в войне. Как показал ход событий первой мировой войны – это была страшная ошибка, которая четко показала, что на момент начала 20 века русские генералы серьезно отстали от времени. Они жили прошлым, когда важна была роль кавалерии. В итоге же 75% всех потерь первой мировой были нанесены артиллерией! Это приговор императорскому генералитету.

Важно отметить, что Россия подготовку к войне (на должном уровне) так и не закончила, а Германия ее завершила в 1914.

Соотношение сил и средств перед войной и после нее

Артиллерия

Число орудий

Из них тяжелые орудия

Австро-Венгрия

Германия

По данным из таблицы видно, что по тяжелым орудиям Германия и Австро-Венгрия многократно превосходили Россию и Францию. Поэтому и соотношение сил было в пользу первых двух стран. Более того, немцы, как обычно, перед войной создали отличную военную промышленность, которая ежедневно изготавливала 250 000 снарядов. Для сравнения, Британия производила 10 000 снарядов в месяц! Как говорится, ощутите разницу…

Еще один пример, показывающий значимость артиллерии, это бои на линии Дунаец Горлице (май 1915). За 4 часа армия Германии выпустила 700 000 снарядов. Для сравнения, за всю франко-прусскую войну (1870-71) Германия выпустила чуть более 800 000 снарядов. То есть за 4 часа немного меньше, чем за всю войну. Немцы четко понимали, что решающую роль в войне сыграет тяжелая артиллерия.

Вооружение и военная техника

Производство вооружения и техники в годы первой мировой (тысяч единиц).

Стрелковое

Артиллерия

Великобритания

ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ

Германия

Австро-Венгрия

Данная таблица четко показывает слабость Российской Империи в плане оснащения армии. По всем основным показателям Россия сильно уступает Германии, но также уступает и Франции с Великобританией. Во многом из-за этого война оказалась для нашей страны такой сложной.


Численность людей (пехота)

Численность воюющей пехоты (миллионов человек).

В начале войны

К концу войны

Потери убитыми

Великобритания

ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ

Германия

Австро-Венгрия

Таблица показывает, что наименьший вклад, как в плане воюющих, так и в плане погибших, в войну внесла Великобритания. Это логично, поскольку англичане в крупных сражениях толком и не участвовали. Показателен другой пример из этой таблицы. Нам во всех учебниках рассказывают, что Австро-Венгрия из-за больших потерь не могла воевать самостоятельно, и ей всегда требовалась помощь Германии. Но обратите внимание на Австро-Венгрию и Францию в таблице. Цифры идентичные! Точно также как Германии приходилось воевать за Австро-Венгрию, так и России приходилось воевать за Францию (не случайно русская армия трижды за годы Первой мировой спасала своими действиями Париж от капитуляции).

Также таблица показывает, что фактически война шла между Россией и Германией. Обе страны потеряли убитыми 4,3 миллиона человек, а Великобритания, Франция и Австро-Венгрия вместе потеряли 3,5 миллиона человек. Цифры красноречивы. Но получилось так, что страны, которые больше всего воевали и приложили усилий в войне, оказались ни с чем. Сначала Россия подписала позорный для себя Брестский мир, потеряв множество земель. Потом и Германия подписала Версальский мир, по сути, утратив самостоятельность.


Ход войны

Военные события 1914 года

28 июля Австро-Венгрия объявляет войну Сербии. Это повлекло за собой втягивание в войну стран Тройственного союза, с одной стороны, и Антанты, с другой стороны.

Россия вступила в Первую мировую войну 1 августа 1914 года. Верховным главнокомандующим был назначен Николай Николаевич Романов (дядя Николая 2).

В первые дни начала войны Петербург был переименован в Петроград. Поскольку началась война с Германией, и столица не могла иметь название немецкого происхождения - «бург».

Историческая справка


Немецкий «План Шлиффена»

Германия оказалась под угрозой войны на два фронта: Восточный – с Россией, Западный – с Францией. Тогда немецкое командование разработало «план Шлиффена», согласно которому Германия должна за 40 дней разгромить Францию и потом уже воевать с Россией. Почему 40 дней? Немцы считали, что именно столько понадобится России, чтобы провести мобилизацию. Поэтому, когда Россия отмобилизуется, Франция уже будет вне игры.

2 августа 1914 года Германия захватывает Люксембург, 4 августа вторглись в Бельгию (нейтральная страна на тот момент), а к 20 августа Германия вышла к границам Франции. Началась реализация плана Шлиффена. Германия продвигалась вглубь Франции, но 5 сентября была остановлена у реки Марна, где случилось сражение, в котором с обеих сторон участвовало порядка2 миллионов человек.

Северо-Западный фронт России в 1914

Россия в начале войны сделала глупость, которую Германия никак не могла просчитать. Николай 2 решил вступить в войну, не отмобилизовав полностью армию. 4 августа русские войска, под командованием Ренненкампфа, начали наступление в Восточной Пруссии (современный Калининград). В помощь ей была оснащена армия Самсонова. Изначально войска действовали успешно, и Германия была вынуждена отступать. В результате часть сил Западного фронта была переброшена на Восточный. Итог – Германия отбила наступление России в Восточной Пруссии (войска действовали неорганизованно и не хватало ресурсов), но в результате провалился план Шлиффена, и Францию захватить не удалось. Так, Россия спасла Париж, правда путем разгрома своей 1-ой и 2-ой армии. После этого началась позиционная война.

Юго-Западный фронт России

На юго-западном фронте в августе-сентябре Россия предприняла наступательную операцию на Галицию, которую занимали войска Австро-Венгрии. Галицийская операция была более успешной, чем наступление в Восточной Пруссии. В этом сражении Австро-Венгрия потерпела катастрофическое поражение. 400 тысяч человек убитыми, 100 тысяч плененных. Для сравнения русская армия потеряла 150 тысяч человек убитыми. После этого Австро-Венгрия фактически вышла из войны, поскольку утратила возможность вести самостоятельные действия. От полного разгрома Австрию спасла только помощь Германии, которая была вынуждена перебросить в Галицию дополнительные дивизии.

Главные итоги военной компании 1914 года

  • Германии не удалось реализовать план Шлиффена по молниеносной войне.
  • Никому не удалось завоевать решающего преимущества. Война превратилась в позиционную.

Карта военных событий 1914-15 годов


Военные события 1915 года

В 1915 году Германия решила перенести основной удар на восточный фронт, направив все силы на войну с Россией, которая была самой слабой страной Антанты, по мнению немцев. Это был стратегический план, разработанный командующим Восточным фронтом – генералом фон Гинденбургом. России удалось сорвать этот план только ценой колоссальных потерь, но при этом 1915 получился для империи Николая 2 просто ужасным.


Положение на северо-западном фронте

С января по октябрь Германия вела активное наступление, в результате которого Россия потеряла Польшу, западную Украину, часть Прибалтики, западную Белоруссию. Россия перешла в глубокую оборону. Потери русских были гигантские:

  • Убито и ранено – 850 тысяч человек
  • Попало в плен – 900 тысяч человек

Россия не капитулировала, но у стран «Тройственного союза» сложилось убеждение, что от полученных потерь Россия уже не сумеет восстановиться.

Успехи Германии на этом участке фронта привели к тому, что 14 октября 1915 года в первую мировую войну вступает Болгария (на стороне Германии и Австро-Венгрии).

Положение на юго-западном фронте

Немцы, совместно с Австро-Венгрией, весной 1915 года организовали Горлицкий прорыв, заставив весь юго-западный фронт России отступать. Галиция, которую захватили в 1914 году, была полностью потеряна. Добиться этого перевеса Германия смогла благодаря страшным ошибкам российского командования, а также существенному техническому перевесу. Немецкое превосходство в технике достигало:

  • 2,5 раза в пулеметах.
  • 4,5 раза в легкой артиллерии.
  • 40 раз в тяжелой артиллерии.

Вывести Россию из войны не удалось, но потери и на этом участке фронта были гигантскими: 150 тысяч убитых, 700 тысяч раненых, 900 тысяч пленных и 4 миллиона беженцев.

Положение на западном фронте

«На западном фронте все спокойно». Этой фразой можно охарактеризовать то, как протекала война между Германией и Францией в 1915 году. Были вялые военные действия, в которых никто не стремился к инициативе. Германия реализовывала планы в восточной Европе, а Англия с Францией спокойно мобилизовывали экономику и армию, готовясь к дальнейшей войне. Помощи России никакой никто не оказывал, хотя Николай 2 неоднократно обращался к Франции, прежде всего, чтобы та перешла к активным действиям на Западном фронте. Его, как водится, никто не слышал… Кстати, эта вялая война на западном для Германии фронте отлично описана Хемингуэем в романе «Прощай оружие».

Главный же итог 1915 года – Германия не смогла вывести из войны Россию, хотя на это были брошены все силы. Стало очевидно, что Первая мировая война затянется надолго, поскольку за 1,5 года войны никто не сумел получить перевеса или стратегической инициативы.

Военные события 1916 года


«Верденская мясорубка»

В феврале 1916 года Германия начала генеральное наступление на Францию, с целью овладеть Парижем. Для этого был осуществлен поход на Верден, который прикрывал подступы к французской столице. Сражение длилось до конца 1916 года. За это время погибло 2 миллиона человек, за что сражение получило название «Верденская мясорубка». Франция устояла, но опять благодаря тому, что на выручку ей пришла Россия, которая активизировалась на юго-западном фронте.

События на юго-западном фронте в 1916

В мае 1916 года русские войска перешли в наступление, которое продолжалось 2 месяца. В историю это наступление вошло под названием «Брусиловский прорыв». Такое название обусловлено тем, что русской армией командовал генерал Брусилов. Прорыв обороны на Буковине (от Луцка до Черновиц) случился 5 июня. Русской армии удалось не только прорвать оборону, но и продвинуться в ее глубь местами до 120 километров. Потери немцев и австро-венгров были катастрофическими. 1,5 миллиона погибших раненых и пленных. Наступление было остановлено только дополнительными немецкими дивизиями, которые спешно перебросили сюда из Вердена (Франция) и из Италии.

В этом наступлении русской армии не обошлось без ложки дегтя. Подбросили ее, как водятся, союзники. 27 августа 1916 года в первую мировую войну на стороне Антанты вступает Румыния. Германия очень быстро нанесла ей поражение. В результате Румыния потеряла армию, а Россия получила дополнительно 2 тысячи километров фронта.

События на Кавказском и Северо-Западном фронтах

На Северо-Западном фронте продолжались позиционные бои в период весна-осень. Что касается Кавказского фронта, здесь основные события продолжались с начала 1916 по апрель месяц. За это время были проведены 2 операции: Эрзурмурская и Трапезундская. По их результатам была завоеваны, соответственно, Эрзурум и Трапезунд.

Итог 1916 года в первой мировой войне

  • Стратегическая инициатива перешла на сторону Антанты.
  • Французская крепость Верден устояла благодаря наступлению русской армии.
  • В войну вступила Румыния на стороне Антанты.
  • Россия провела мощное наступление – Брусиловский прорыв.

Военные и политические события 1917


1917 год в Первой мировой войне ознаменовался тем, что война продолжалась на фоне революционной обстановке в России и Германии, а также ухудшением экономического положения стран. Приведу пример России. За 3 года войны цены на основные продукты в среднем выросли в 4-4,5 раза. Естественно это вызывало недовольство народа. Добавляем к этому большие потери и изнурительную войну – получается отличная почва для революционеров. Аналогичная ситуация и в Германии.

В 1917 году в первую мировую вступают Соединенные Штаты. Позиции «Тройственного союза» ухудшаются. Германия с союзниками не может эффективно воевать на 2 фронта, в результате чего переходит к обороне.

Окончание войны для России

Весной 1917 года Германия предприняла очередное наступление на Западном фронте. Несмотря на события в России, западные страны требовали, чтобы Временное правительство исполняло соглашения, подписанные Империей, и отправило войска в наступление. В результате 16 июня русская армия перешла в наступление в районе Львова. Опять же, мы спасли союзников от крупных сражений, но сами подставились капитально.

Русская армия, измотанная войной и потерями, не хотела воевать. Вопросы провианта, обмундирования и обеспечения припасами за годы войны так и не были решены. Армия воевала неохотно, но вперед продвигалась. Немцы были вынуждены вновь перебросить сюда войска, а союзники России по Антанте вновь изолировали себя, наблюдая за тем, что будет происходить дальше. 6 июля Германия перешла в контрнаступление. В его результате 150 000 русских солдат погибло. Армия фактически перестала существовать. Фронт развалился. Россия воевать больше не могла, и эта катастрофа была неминуема.


Люди требовали выхода России из войны. И это было одно из их главных требований к большевикам, которые в октябре 1917 года захватили власть. Изначально на 2 съезде партии Большевики подписали декрет «О мире», фактически провозгласив выход России из войны, а 3 марта 1918 года подписали Брестский мир. Условия этого мира были следующими:

  • Россия заключает мир с Германией, Австро-Венгрией и Турцией.
  • Россия теряет Польшу, Украину, Финляндию, часть Белоруссии и Прибалтику.
  • Россия уступает Турции Батум, Карс и Ардаган.

В результате своего участия в Первой мировой войне Россия потеряла: около 1 миллиона квадратных метров территории, потеряно примерно 1/4 населения, 1/4 пашневых земель и 3/4 угольной и металлургической промышленности.

Историческая справка

События в войне в 1918 году

Германия избавилась от Восточного фронта и от необходимости вести войну по 2-ум направлениям. В результате весной и летом 1918 года она предприняла попытки наступления на Западном фронте, но никакого успеха это наступление не имело. Более того, по его ходу становилось очевидно, что Германия выжимает максимум из себя, и что ей необходим перерыв в войне.

Осень 1918-го

Решающие события в первой мировой войне произошли осенью. Страны Антанты совместно с США перешли в наступление. Немецкая армия была полностью вытеснена из Франции и Бельгии. В октябре Австро-Венгрия, Турция и Болгария заключили перемирие с Антантой, и Германия осталась воевать в одиночестве. Ее положение было безнадежным, после того, как немецкие союзники по «Тройственному союзу» по сути капитулировали. Вылилось это в то же, что произошло и в России – революция. 9 ноября 1918 года император Вильгельм 2 был свергнут.

Окончание Первой мировой войны


11 ноября 1918 года первая мировая война 1914-1918 годов завершилась. Германия подписала полную капитуляцию. Произошло это под Парижем, в Компьенском лесу, на станции Ретонд. Капитуляция принимал французский маршал Фош. Условия подписанного мира были следующими:

  • Германия признает полное поражение в войне.
  • Возврат Франции провинции Эльзас и Лотарингия к границам 1870 года, а также передача Саарского угольного бассейна.
  • Германии теряла все свои колониальные владения, а также обязывалась передать 1/8 часть своей территории географическим соседям.
  • На 15 лет войск Антанты находятся на левом берегу Рейна.
  • К 1 мая 1921 Германия должна была выплатить членам Антанты (России ничего не полагалось) 20 миллиардов марок золотом, товарами, ценными бумагами и т.п.
  • 30 лет Германия должна выплачивать репарации, причем величину этих репараций устанавливают сами победители и могут их увеличивать в любой момент в течение этих 30 лет.
  • Германии запрещалось иметь армию, численностью выше 100 тысяч человек, причем армия обязана была быть исключительно добровольной.

Условия «мира» были настолько унизительными для Германии, что страна фактически становилась марионеткой. Поэтому многие люди того времени говорили, что первая мировая война хоть и закончилась, но закончилась не миром, а перемирием лет на 30. Так оно в конечном итоге и получилось…

Итоги первой мировой войны

Первая мировая война велась на территории 14 государств. В ней принимали участие страны, с общей численностью населения выше 1 миллиарда человек (это примерно 62% от всего населения мира на тот момент).Всего странами участницами было мобилизовано 74 миллиона человек, из которых 10 миллионов погибло и еще 20 миллионов получили ранения.

В результате войны политическая карта Европы существенно изменилась. Появились такие независимые государства, как Польша, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия, Албания. Австро-Венгрия распалась на Австрию, Венгрию и Чехословакию. Увеличили свои границы Румыния, Греция, Франция, Италия. Проигравших и потерявших в территории было 5 стран: Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Турция и Россия.

Карта Первой мировой войны 1914-1918

Блок: Антанта

Страны: Основные - Россия, Англия (то есть Британская империя), Франция и Сербия. Также в войну вступили Италия, Черногория, США, Бельгия, Япония и Румыния.

Время вступления в войну:

Россия – 1 августа 1914 (кайзер Вильгельм объявил войну своему племяннику царю Николаю Второму)

Англия и Бельгия – 4 августа 1914 (Германия объявила войну Бельгии, и в свете событий последних дней Британия объявила войну немцам)

Остальные страны не играли большой роли в войне.

Цели:

Россия – захватить проливы Босфор и Дарданеллы в Черном море, получить торговые выходы на Ближний Восток (перекрытые на то время Османской империей) получить контроль над землями, где на Балканах проживали славяне-христиане.

Франция – вернуть себе провинции Эльзас и Лотарингию, перешедшие к Германии в 1870-е годы

Англия – защитить свои колонии от Германии, а также поучаствовать в дележке земель ослабленной Османской империи

Главы государств:

Франция – премьеры Республики Жорж Клемансо, Раймон Пуанкаре

Россия – император Николай Второй. После февральской революции 1917 года в Первой мировой войне еще некоторое время участвовало Временное правительство России во главе с Александром Керенским.

Англия – король Георг Пятый

Блок: Тройственный союз

Страны: Основные – Германия, Австро-Венгрия, Турция (то есть Османская империя) . Также на стороне Тройственного союза выступала Болгария (иногда коалицию называют Четвертным союзом, но это название менее известно)

Время вступления в войну:

Германия – 1 августа 1914 (кайзер Вильгельм объявил войну своему племяннику царю Николаю Второму)

Цели:

Австро-Венгрия: удержать за собой Боснию и Герцеговину в Югославии

Германия – отобрать у Англии и Франции их колонии в различных странах и получить, таким образом, новые рынки для торговли и земли для освоения ресурсов

Османская империя – защитить свои владения, а также вернуть потерянные земли на Балканах во время Балканских войн 1912-13 годов.

Главы государств:

Германия – кайзер Вильгельм Второй, последний император страны

Австро-Венгрия – престарелый император Франц Иосиф, позже молодой император Карл Первый.

Турция - султаны Мехмед Пятый и Мехмед Шестой. Но в войне больше прославился полководец и политик Энвер-паша.

Первая мировая война — это война между двумя коалициями держав: Центральных держав , или Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария) и Антанты (Россия, Франция, Великобритания).

Поддержали Антанту в Первой мировой войне (т.е. были ее союзниками) еще ряд государств. Длилась эта война примерно 4 года (официально с 28 июля 1914 по 11 ноября 1918). Это был первый военный конфликт мирового масштаба, в который были вовлечены 38 из существовавших в то время 59 независимых государств.

В ходе войны состав коалиций менялся.

Европа в 1914 году

Антанта

Британская империя

Франция

Российская империя

Кроме этих основных стран, на стороне Антанты сгруппировалось более двадцати государств, а термин «Антанта» стал применяться для обозначения всей антигерманской коалиции. Таким образом, в антигерманскую коалицию входили страны: Андорра, Бельгия, Боливия, Бразилия, Китай, Коста-Рика, Куба, Эквадор, Греция, Гватемала, Гаити, Гондурас, Италия (c 23 мая 1915 г.), Япония, Либерия, Черногория, Никарагуа, Панама, Перу, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Сиам, США, Уругвай.

Кавалерия Российской имперской гвардии

Центральные державы

Германская империя

Австро-Венгрия

Османская империя

Болгарское царство (с 1915 г.)

Предшественником этого блока был Тройственный союз , образовавшийся в 1879-1882 годах в результате соглашений, заключённых между Германией, Австро-Венгрией и Италией . По договору эти страны обязаны были оказывать друг другу поддержку в случае войны, основном с Францией. Но Италия стала сближаться с Францией и в начале Первой мировой войны объявила о своём нейтралитете, а в 1915 г. вышла из Тройственного союза и вступила в войну на стороне Антанты.

Османская империя и Болгария присоединились к Германии и Австро-Венгрии уже в ходе войны. Османская империя вступила в войну в октябре 1914, Болгария - в октябре 1915 года.

Некоторые страны участвовали в войне частично, другие вступили в войну уже в завершающей ее фазе. Расскажем о некоторых особенностях участия в войне отдельных стран.

Албания

Как только война началась, албанский князь Вильгельм Вид, по происхождению немец, бежал из страны в Германию. Албания заняла нейтралитет, но была оккупирована войсками Антанты (Италией, Сербией, Черногорией). Однако к январю 1916 г. большую ее часть (Северную и Центральную) заняли Австро-Венгерские войска. На занятых территориях, при поддержке оккупационных властей, из албанских добровольцев был создан Албанский легион - воинское формирование, состоявшее из девяти пехотных батальонов и насчитывавшее в своих рядах до 6000 бойцов.

Азербайджан

28 мая 1918 г. была провозглашена Азербайджанская Демократическая Республика. Вскоре она заключила с Османской империи договор «О мире и дружбе», согласно которому последняя обязывалась «оказывать помощь вооружённой силой правительству Азербайджанской Республики, буде таковая потребуется для обеспечения порядка и безопасности в стране ». А когда вооружённые формирования Бакинского Совета народных комиссаров начали наступление на Елизаветполь, это стало основанием для обращения Азербайджанской Демократической Республики за военной помощью к Османской империи.В результате войска большевиков были разбиты. 15 сентября 1918 г. турецко-азербайджанская армия заняла Баку.

М. Димер "Первая мировая война. Воздушный бой"

Аравия

К началу Первой мировой войны она была основным союзником Османской империи на Аравийском полуострове.

Ливия

Мусульманский суфийский религиозно-политический орден Сенусия начал вести боевые действия против итальянских колонизаторов в Ливии ещё в 1911 г. Сенусия – мусульманский суфийский религиозно-политический орден (братство) в Ливии и Судане, основанный в Мекке в 1837 г. Великим Сенусси, Мухаммедом ибн Али ас-Сенуси, и нацеленный на преодоление упадка исламской мысли и духовности и ослабления мусульманского политического единства). К 1914 г. итальянцы контролировали лишь побережье. С началом Первой мировой войны сенуситы получили новых союзников в борьбе против колонизаторов - Османскую и Германскую империи, с их помощью к концу1916 г. Сенусия выбила итальянцев с большей части Ливии. В декабре 1915 г. сенуситские отряды вторглись в Британский Египет, где потерпели сокрушительное поражение.

Польша

С началом Первой мировой войны польские националистические круги Австро-Венгрии выдвинули идею создания Польского легиона, чтобы получить поддержку Центральных держав и с их помощью частично решить польский вопрос. В итоге было сформировано два легиона - Восточный (Львов) и Западный (Краков). Восточный легион после занятия русскими войсками Галиции 21 сентября 1914 г. самораспустился, а Западный легион был разделён на три бригады легионеров (каждая по 5-6 тысяч человек) и в таком виде продолжил участие в боевых действиях до 1918 г.

К августу 1915 г. немцы и австро-венгры заняли территорию всего Царства Польского, а 5 ноября 1916 г. оккупационными властями был обнародован «Акт двух императоров», провозглашавший создание Королевства Польского - самостоятельного государства с наследственной монархией и конституционным строем, границы которого точно определены не были.

Судан

К началу Первой мировой войны Дарфурский султанат находился под протекторатом Великобритании, но британцы отказали Дарфуру в помощи, не пожелав портить свои отношения с союзником по Антанте. В результате 14 апреля 1915 г. султан официально провозгласил независимость Дарфура. Дарфурский султан рассчитывал получить поддержку Османской империи и суфийского ордена Сенусия, с которым у султаната установился крепкий союз. В Дарфур вторгся двухтысячный англо-египетский корпус, армия султаната потерпела ряд поражений и в январе 1917 г. было официально объявлено о присоединении Дарфурского султаната к Судану.

Русская артиллерия

Нейтральные страны

Сохраняли полный или частичный нейтралитет следующие страны: Албания, Афганистан, Аргентина, Чили, Колумбия, Дания, Сальвадор, Эфиопия, Лихтенштейн, Люксембург (он не объявлял войны Центральным державам, хотя был оккупирован германскими войсками), Мексика, Нидерланды, Норвегия, Парагвай, Персия, Испания, Швеция, Швейцария, Тибет, Венесуэла, Италия (3 августа 1914 г. -23 мая 1915 г.)

В результате войны

В результате Первой мировой войны блок Центральных держав прекратил своё существование с поражением в Первой мировой войне осенью 1918 года. При подписании перемирия все они безоговорочно приняли условия победителей. Австро-Венгрия и Османская империя в результате войны распались; государства, созданные на территории Российской империи, вынуждены были искать поддержки Антанты. Польша, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия сохранили независимость, остальные снова были присоединены к России (непосредственно к РСФСР или вошли в Советский Союз).

Первая мировая война - один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. В результате войны прекратили своё существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская. Страны-участницы потеряли около 12 млн. человек убитыми (считая мирных жителей), около 55 млн. были ранены.

Ф. Рубо "Первая мировая война. 1915 год"

Урок: «Первая мировая война. Участие России в Первой мировой войне».

разработан для учащихся 9-х классов гуманитарного отделения в соответствии с основными принципами методики опережающего обучения.

Автор методики С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Усвоение материала происходит в три этапа:

    предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,

    уточнение новых понятий, их обобщение и применение,

    развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества:

    личностный подход педагогики сотрудничества;

    комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;

    последовательность, системность содержания учебного материала.

Основные принципы методики опережающего обучения оптимально подходят для изучения вопросов международных отношений эпохи империализма. Учащиеся 9 классов впервые знакомятся с сложнейшими процессами мировой и отечественной истории. В 8 классе изучаются понятия: империализм, империалистические войны, в 9 классе продолжатся развитие и углубление этих понятий, рассматриваются особенности их проявления в России. На данном уроке вводятся понятия: мировая война, углубляются понятия: военно-политические блоки и противоречия внутри них, национализм, шовинизм, Версальско-Вашингтонская система и ее влияние на судьбы мира. Изучение этих понятий носит перспективный характер, на последующих уроках будет продолжено их изучение и они станут базовыми для понимания учащимися причин Второй мировой войны.

В соответствии с методикой опережающего обучения, на уроке используются таблицы и опорные схемы.

Урок: Первая мировая война.

Участие России в Первой мировой войне.

Цели урока: способствовать формированию у учащихся целостного представления о системе международных отношений накануне войны, помочь осознать эти явления, а также рост националистических настроений в европейском обществе как основные факторы, поставившие мир на грань войны. Выяснить цели воюющих держав, причины, масштабы и основные военные операции. Познакомить учащихся с важнейшими положениями Версальско-Вашингтонской системы и подвести их к самостоятельному выводу о причинах ее неустойчивости.

Способствовать гуманистически ценностным ориентациям учащихся на отношение к войнам как способу разрешения конфликтов. Показать Человека на войне и роль Приднестровья и приднестровцев в войне.

Способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические события с определенными периодами, локализовать их на карте, группировать исторические события по указанному признаку, определять и аргументировать свое отношение и оценку наиболее значимых событий в истории.

Оборудование урока: А.О. Сороко-Цюпа. Новейшая история зарубежных стран (учебное пособие), А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. ХХ век., С.Ш. Казиев, Е.М. Бурдина. Истрия России (в таблицах и схемах), А.Т.Степанищев. Методика преподавания и изучения истории.

Т.1-2, Атлас «Всемирная история», настенная карта «Первая мировая война».

План урока:

    Международная обстановка в конце Х1Х-началеХХ вв.

    «Пороховой погреб Европы»: 1 и П Балканские войны и их итоги.

    Повод, причины, характер войны. Цели участников.

    Основные военные операции 1914,1915,1916гг.

    Человек на войне (на основе краеведческого материала)

    Итоги войны. Уроки войны.

Мотивационная беседа учителя о роли войн в истории человечества, об изменении их характера в эпоху империализма, усложнении системы международных отношений. Учитель ставит цели урока, способы их достижения, озвучивает его план урока.

При рассмотрении первого вопроса учитель опирается на знания учащихся, которые они получили на уроках истории ранее. Рассматриваются и обсуждаются следующие вопросы:

Учитель: На рубеже Х1Х-ХХ вв. мир вступил в эпоху империализма.

1.Признаки империализма.

2.Какой признак был определяющим в складывании системы международных отношений на рубеже веков?

Работа с картой «Мир с 1870 по 1914 гг.»

4.Какие основные метрополии существовали к началу ХХ века?

5.Какие колонии принадлежали ведущим европейским странам?

6.Дать определения понятий: колония, метрополия, доминион.

7.Анализируя карту, предположите, каким странам не хватало колоний и почему? (Необходимо помочь учащимся вспомнить страны первого и второго эшелона модернизации).

8.Где и каким способом можно было эти колонии приобрести?

9.Какие войны за передел мира мы с вами изучали?

10Почему эти войны называют империалистическими?

Учитель: в системе военно-политических блоков идет складывание военно-политических блоков. Учащиеся заполняют таблицу на доске:

Тройственный союз

11.В чем неожиданность и противоречивость союзов?

(Если возникают затруднения, то учащимся предлагается вспомнить историю русско-английских и русско-французских отношений в Х1Х веке, в период русско-японской войны; русско-германские отношения).

12.Назвать и показать на карте первые империалистические войны.

Рассмотрение второго вопроса начать с использования настенной карты и Атласа. Учащиеся под руководством учителя называют страны, расположенные на Балканах, выясняют, интересы каких европейских стран были представлены на Балканах. Необходимо напомнить учащимся, что Россия отказалась от участия в Тройственном союзе из-за противоречий с Австро-Венгрией на Балканах.

    Почему в первое десятилетие ХХ века Балканы называли «пороховым погребом Европы?»

    Причины и итоги 1 Балканской войны.

    Почему началась Вторая Балканская война? Под какими лозунгами она проходила?

Анализ документа:

«Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон – результатом «отравления историей».

(Г.Уэллс).

    Выскажите предположение, как в начале ХХ века было

организовано обучение истории в ведущих европейских странах?

    Дать определение понятий: национализм, шовинизм

(словарь к учебному пособию).

    Почему во Франции был оправдан судом убийца лидера

пацифистского движения Жана Жореса?.

    Что такое пацифизм?

Третий вопрос целесообразно начать с убийства в Сараево (сообщение учащегося). Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

    Почему молодой человек Гаврила Принцип сознательно пошел на убийство ни в чем неповинного австрийского наследника престола и его жены, прекрасно понимая, что и ему не жить? Что руководило им?

    Как развивались события после убийства в Сараево? (работа с опорной схемой).

Как начиналась война?

Австро-Венгрия

Сербия Германия

Франция Турция

Англия Япония

    Назвать причины войны.

    В войну были вовлечены 38 государств с населением в 1,5 млрд.человек. Под ружье было поставлено 67 млн.чел. Почему столь масштабной оказалась война?

    Характер войны.

Таблица: Цели участников Первой мировой войны.

Державы – основные участницы войны

В какой союз входили

Цели вступления в войну

Германия

Центральные державы

Захватить заморские владения Великобритании и Франции, западные территории Российской империи

Австро-Венгрия

Центральные державы

Установить господство на Балканах и захватить земли в Польше.

Добиться контроля над Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, укрепить свое влияние на Балканах. Реализовать имперскую идею восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе (Стамбуле) во главе с одним из русских великих князей

Вернуть территории утраченные в результате франко-прусской войны 1870-1871 гг.: Эльзас и Лотарингию. Аннексировать у Германии левый берег Рейна и Саар.

Увеличить свои владения за счет территорий, подвластных Османской империи и Германии.

Османская империя

Центральные державы

Опираясь на помощь союзников взять реванш за неудачи в войнах с Россией и восстановить свои владения на Балканах

Болгария

Центральные державы

Захватить часть территории Греции, Сербии и Румынии.

Стремилась вытеснить германию из Китая и с островов Океании

Увеличить свою территорию за счет Австро-Венгрии и Османской империи

Учитель предлагает учащимся познакомиться с таблицей и проводит практикум.

Практикум.

Определите, какие из стран преследовали перечисленные цели в войне:

1.Захват колоний и превращение Восточной Европы в зависимые земли.

2.Разгром основного конкурента - Германии - и расширение владений на

Ближнем Востоке.

3. Сохранение империи «где никогда не заходит солнце».

4.Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканах. Расширение контроля над владениями России.

5.Возврат Эльзаса и Лотарингии, захват Рейнской зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств.

6.Какие цели преследовала Россия в войне?

7.Была ли Россия готова к войне? (Анализ документа на стр.51 «Рабочей тетради»).

Учитель: Как встретили известие о войне в России? Войну ждали, но она явилась полной неожиданностью. В военкоматах стояли очереди добровольцев. В 1914 году в русской армии насчитывалось 80 тыс.офицеров. Большинство из них погибнет в первый год войны. В пехоте среди офицеров потери составят до 96%. Молодых, веселых, у которых могло быть будущее.

7. А как встретили известие о войне в нашем городе? (Сообщение ученика)

При рассмотрении четвертого вопроса используется таблица, учебное пособие по истории России, настенная карта и Атлас.

Перед учащимися ставится задача: найти на карте основные военные операции 1914-916гг., рассказать об их результатах, используя таблицу:

Таблица: Основные события Первой

мировой войны 1914 – 1918 гг.

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов П.К. Рененкампфа и А.В. Самсонова) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э.Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В.Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

Целесообразно заслушать сообщение о Брусиловском прорыве.

    Проанализируйте и ответьте на вопрос: на Западном или Восточном фронте были наиболее напряженные бои?

    Как бы вы оценили взаимодействие союзников по военно-политическим блокам?

    Что такое «позиционная война»?

Пятый вопрос рассматривается с демонстрации фотографий тех далеких лет. (журнал «Огонек» за 1995г).

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне . Ю.Друнина

Учащиеся рассказывают о своих предках – участниках войны, используются материалы личных архивов тираспольчан и краеведческого музея (о семье Барабаш).

Учитель зачитывает документ об использовании газов в 1915 году под городом Ипр, демонстрирует репродукцию картины Ю.И.Пименова «Инвалиды войны. ХХ век» .

1.Какие методы ведения войны прослеживаются по документам?

2.Какие методы являются традиционными, а какие - новыми?

Наши земляки сыграли исключительную роль в спасении жизней людей. Среди них: выдающийся химик Н.Д. Зелинский, выдающийся микробиолог Л.А. Тарасевич. Заслушиваются сообщения учащихся.

При рассмотрении итогов войны используется учебное пособие для вузов Ш.М.Мунчаева «Отечественная история» (стр.211). Учащимся предлагается записать в тетради экономические, политические и социальные последствия войны, а материал озвучивается наиболее подготовленным учеником в виде сообщения.

Учитель: 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией. Окончательный итог войны был подведен 1919-20гг. Учащимся предлагается познакомиться с содержанием основных договоров по итогам войны и сделать вывод об их последствиях.

Версальско-Вашингтонская система.

Мирные договоры.

    передача всех колоний;

    сокращение численности вооруженных сил до 100 000;

    Германия лишается права иметь тяжелую артиллерию, танки, самолеты, подводные лодки, боевые корабли;

    оккупация левого берега Рейна в течении 15 лет;

    демилитаризованная зона шириной 50 км на правом берегу Рейна;

    передача около 1/7 части территории и 1/10 части населения;

    репарации (возмещение ущерба). Ст.231 (статья об ответственности за войны).

    разделение Венгрии и Австрии;

    передача Италии Южного Тироля до Бреннера;

    признание независимых государств Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии;

    сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 30 000;

    репарации.

    передача Греции прибрежных территорий Фракии.

    Словакия переходит к Чехословакии;

    Трансильвания передается Румынии;

    Банат передается Югославии.

    установление международного контроля над проливами и создание международной администрации в этих целях;

    сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 50 000;

    передача территорий.

6. Вашингтонская конференция 1921-1922гг.

а) “Договор четырёх держав” (Англия, США, Франция, Япония): гарантии неприкосновенности колониальных островных владений в Тихом океане;

б) “Договор пяти держав” (Англия, США, Франция, Япония и Италия): запрет на строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. т.; владение военно-морским флотом в соответствии 5:5:3,5:1,75:1,75.

в) “Договор девяти держав” (Англия, США, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Китай, Голландия): принятие положения об уважении суверенитета и независимости Китая; вводится принцип “открытых дверей и равных возможностей” в торговле и промышленном развитии в отношении Китая; п/о Шаньдун должен быть возвращен Китаю.

    Какие последствия имела война для России?

Домашнее задание: П. 9,10. Написать письмо с фронта от лица участника войны.


Загрузка...