aqua-kop.ru

Сочинение: "Тема Родины в творчестве Блока". «Тема родины в поэзии Блока Тема Родины в поэзии А

Москва, Москва! Люблю тебя как сын! Как русский, —
сильно, пламенно и нежно.
И.Ю. Лермонтов

Тема Родины является одной из ведущих тем в творчестве . Родина – положительный идеал поэта, поэтому так велико желание поэта воспеть ее, какой бы она ни была. В стихотворениях поэта Родина предстает разной: с одной стороны, для него Россия — его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание России и отразилось в стихотворениях Лермонтова.

«Люблю Отчизну я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой, ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой», — писал Лермонтов в .

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов размышляет о своей «странной любви» к Родине. Лермонтов тонко чувствует красоту родной природы, единение с ней. В общении с природой родного края, поэт чувствует духовную близость с Родиной. Чувство поэта проявляется в любви к незатейливым русским пейзажам, к «чете белеющих берез». Родные просторы успокаивают поэта, соединяясь с природой, поэт чувствует себя счастливым:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…

Природа дарит поэту душевное спокойствие, сердечное тепло.

Свою «странную любовь» к Родине поэт продолжает выражать в стихотворении «Родина». Рабски покорная Россия – это еще не Родина. Родина для Лермонтова – это «степей холодное молчанье», «ее лесов безбрежных колыханье», это – народ, простые русские люди с их радостями и горестями.

С отрадой многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.

Лермонтову близка и дорога такая Россия с ее неразгаданной тайной. Неразгаданной осталась и любовь поэта. Свою любовь поэт называет странной, еще и потому, что любя, страдает, мучается и скорбит вместе с Родиной и народом. Поэтому Россия Лермонтова – это не только пейзажные зарисовки, милые сердцу родные края. Родина у Лермонтова «… немытая Россия, страна рабов, страна господ,…мундиры голубые, и…им преданный народ». Его всегда волновала судьба России, поэтому поэту было больно осознавать, что его Родина погрязла в бесчеловечности, жестокости и непонимании. Россию – страну «рабов и господ» поэт не хочет видеть, не принимает, поэтому и говорит: « »

Счастье и слава Отчизны, вера в ее освобождение — вот о чем мечтал Михаил Юрьевич. «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь!» — призывает поэт. Таким патриотическим настроением проникнуто знаменитое .

Поэт любил и уважал русский народ, он понимал, что именно простые русские мужики спасли Россию во время войны 1812 года. Они всегда были готовы умереть за Родину:

Ребята! Не Москва ль за нами,
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!

Солдат, ведущий повествование, не один, он выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общий патриотический настрой и общее отношение к войне как к серьезному воинскому долгу:

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Поэт явно разделяет патриотическое чувство героя своего стихотворения. Но, к сожалению, не видит их продолжения в нынешнем для него поколении. Поколение современников Лермонтова ни в чем не нуждается, ни к чему не стремится. Их волнует лишь личное благо, а улучшение жизни России их мало интересует. Поэтому в стихотворении противопоставлено «нынешнее время» и прошлое. Старый солдат говорит: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…» В этих словах укор поэта своему поколению, которое и ненавидит, и любит «случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви», Современное поколение неспособно на подвиги, утратило связь с народом. Простые и естественные взаимоотношения между русскими солдатами на войне противостоят безнравственным законам, по которым живет «нынешнее племя».

Судьба его поколения — один из самых важных вопросов, который волнует Лермонтова. Это поколение живет в эпоху «безвременья», основным признаком которого было отсутствие общественных идеалов. Гнетущую атмосферу, царящую в России в конце 20-х годов XIX века, описывает поэт и в . В стране одаренный человек не может развивать свои дарования, поскольку в атмосфере страха, подозрения, доносительства хорошо живут лишь ничтожества, а умный, сильный человек чувствует пустоту и бесцельность своего существования:

И душно кажется на Родине,
И сердцу тяжко и душа тоскует…,
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой…

Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. Он далек от умиления, он не прощает ей недостатков. Двойственное отношение поэта к отчизне сквозит в каждой строке его произведений. Это «убогая и обильная» Россия - его любимая родина, но временами прорываются боль и гнев на людское долготерпение, рабское смирение, которых поэт не может и не хочет ни принять, ни понять, ни объяснить.

Каждый поэт по-своему изображал Родину. Кто-то в образе матери, кто-то утверждал, что родной край - это мать или возлюбленная. Иные персонифицировали ее, пытались показать как отдельного человека, который тоже переживает, страдает, любит и терпит.

Александру Александровичу удалось совместить несколько вариантов образов. При этом, с каждым новым стихотворением открывается новый образ Родины в лирике Блока. Но это не значит, что восприятие родного края у него рассеивается, отношение к нему меняется. Поэт понимает и принимает Родину во всей ее многогранности, величии и бедности, благодати и страданиях.

Понятие Родины для Блока

Тема Родины в не присутствовала изначально. Она стала подытоживающим этапом его жизни. Но именно он и стал одним из самых важных в судьбе поэта.

К такой теме Блок пришел не сразу. Она появилась после долгих скитаний поэта и многих пережитых страданий. Это способствовало полному погружению А. Блока в тему. И именно поэтому он не ограничился шаблонным изображением Родины, как некой абстрактной величины. Или же, наоборот, как определенной территории, существование которой ограничено в пространственно-темпоральном континууме.

То есть, Россия не существует для него только сейчас, и только от одного пограничного столба до другого по поверхности. Она проникает в вещи и судьбы, рассеивается в воздухе, впитывается в землю.

Закономерно, что при таком понимании и переживании темы, образ Родины в творчестве Блока не может иметь одно лицо и такое же отображение в зеркале поэтичного мастерства.

Варианты изображения Родины Блоком

Чтобы максимально точно отобразить свои переживания по поводу родного края, Блок использовал его поэтическое изображение в нескольких вариантах. Литературоведы выделяют такие варианты, в каких отображена Родина в лирике Блока:

  • сказочность - не персонифицированный образ волшебного края, со сказочными существами, загадками, таинственными лесами;
  • романтичность - Родина изображается как возлюбленная молодого юноши, нежная, трепетная, неповторимая;
  • историзм - край, у которого есть прошлое, своя история, и с ними нельзя не считаться;
  • бедность и страдание - не столько образ Родины, сколько обобщение ее жителей, которые претерпевают не самые лучшие времена. Но при этом не предают свой край, а принимают таким, какой есть, но с надеждой на положительные изменения;
  • обобщенный образ живого существа - Родина - это живое существо, подобное человеку, но характеристика дана только посредством абстрактных понятий, а не конкретизации тех или иных черт внешности;
  • оптимистичность - в таком ключе Блок высказывает свои надежды на светлое будущее страны, верит в грядущие благоприятные изменения.

Сказочные мотивы в изображении

Изображение России, как земли сказочной, мифической находим в стихотворении «Русь». Не только описанный пейзаж напоминает фольклорные характеристики придуманной местности, но и упоминание нереальных существ, таких как ведьмы, ведуны, ворожеи, черты и прочие. Элементы окружающего - дебри, болота - тоже часто употребляются в мифологических рассказах.

Цвета, которые всплывают в воображении при этом описании, преимущественно черные, серые, грязно-зеленые, коричневые.

Но резкий переход к спокойному, умиротворенному созерцанию природы не только дает понять, что первое впечатление было ошибочным. Такой резкий контраст подчеркивает загадочность Руси - то темнота и страхи, то тишина и леность (море лениво омывает берега, желтый обрыв, поля).

Романтизация образа Родины

Но мифологизация образа Родины не является нововведением Блока. Многие его предшественники обращались к этому приему. Другое дело, что он подавал сказку и реальность в резком контрасте.

Как известно, мифичные образы присущи эпохе романтизма. Но Блок не был романтиком, потому возвышенные образы в его поэзии приобретают иной характер, чем у предшественников. Так, к судьбе Родины поэт подходил не со стороны философской, отвлеченной. Он любил Россию, как любят женщину - самоотверженно, горячо.

Но, как говорил сам Александр Александрович, это происходит потому, что в мире поэзии, в котором он стремится пребывать повсеместно, нет разделения на свое и общее. Все общее, что касается самого сердца поэта, становится автоматически личным. Интимное в поэзии выносится на всеобщее обозрение, с целью быть услышанным и понятым.

Родина - это женщина. Возлюбленная, молодая красавица, жена, но не мать, как ее представляли в своем творчестве предшественники Блока. Это необузданная, сильная, манящая дива, но при этом нежная, смирная, красивая. Поэт поддает образ интимизации, наделяя его теми чертами, которые присущи и воспетой им же Прекрасной Даме.

Как декадент, он утверждает, что любить стоит только прекрасное. Страдания - тоже возвышенные чувства, которые должен принять и пропустить через себя каждый, но при этом не потерять себя. Потому, для того чтобы полюбить Россию, к ней сначала нужно почувствовать сострадание, постичь глубину ее горестей.

Россия в диахроническом срезе

Тема Родины в творчестве Блока не ограничивается только современностью автора. Для того чтобы лучше постичь природу такого явления, он прибегнул к историческим экскурсам.

Понятия Россия, Родина Блок отождествляет, и потому история страны неразделима с жизнью каждого человека, населяющего ее. Это если рассматривать понятия в романтическом контексте тоже. Так, нас интересует прошлое возлюбленной, ее судьба, как патриота - манит история.

Цикл стихов «На поле Куликовом» посвящен истории России. Он подает панорамное изображение жизни страны от монголо-татарского ига и до современности. Кроме того, поэт высказывает надежды на светлое будущее России, потому что она стремится вперед, многое одолела, перестрадала, а после такого неизменно наступает благоденствие.

Россия - бедная и многострадальная

Как и в контрасте пейзажей, Россия выступает неоднородной страной и в общем благосостоянии. Речь идет и о нищете отдельных граждан, которая соседствует с невероятным богатством других, и о судьбе страны в целом. Тяжело переживая за долю своего родного края в сложных политических и экономических условиях, поэт все же выражает глубокую уверенность, что все изменится.

Даже в «золотые годы» в России трепались «три стертых шлеи», а расписные спицы ввязываются в расхлябанные колеи. То есть, каждый старается приобрести личное материальное благополучие, забывая про общественное. В этом и состоит одна из ключевых, по мнению автора, проблем российского общества.

При этом всем внешнем нищенстве, Блок акцентирует внимание на благодатной почве, богатстве земли. Чувство любви к Родине поэт описывает чистым, наивным, девственным. Именно тема Родины в поэзии Блока перекликается с мотивами переживаний по поводу первой любви и ее слез. Такие же страдания, кристальные, незапятнанные, он переносит, когда задумывается о судьбе страны.

Персонифицированный образ без привязки к конкретике

Новое видение образа родного края дает нам анализ стихотворения «Родина». Блок в своем цикле дарит нам понимание образа России также как существа персонифицированного. Но при этом нет привязки к конкретной личности или собирательному образу.

Родина выступает чем-то, вернее, кем-то обобщенным. Живым, но при этом эфемерным. Она стоит за душой автора в качестве его главного богатства и самого большого страдания.

Страна отрывается от земного, материального и появляется в качестве высшей материи. Скорее, это не сам образ Родины, а именно любви к ней. Это наводит на мысль о частичном отходе Блока от декадентства. Он живет в мире не материальном, а в возвышенном, отрешенном от земных забот. Но тут же признается в привязанности к реальному существу - Родине.

Оптимизм в изображении России

При всем пессимистичном, на первый взгляд, изображении России, тема Родины в поэзии Блока все-таки высветлена в оптимистичном ключе. Автор надеется на скорую перемену положения. Объясняет он это простым законом справедливости, которая обязательно воссторжествует. Россия, которая претерпела множество революций, войн, разрух, нищеты, просто не может не стать сверхсильной богатой державой.

Он сравнивает ее с тройкой, что запряжена лихими скакунами, не знающими отдыха. Таким не страшна ни «расхлябанная колея», ни метель.

Так и родился цикл стихотворений, которые мог написать в то время только Блок - «Родина». Анализ стихов из цикла дарит уверенность в светлом будущем и надежду в лучшие времена.

Средства для создания образа Родины

Одним из самых распространенных средств, которые использует поэт, является персонификация. Тема Родины в творчестве Блока приобретает близкое звучание, сама Россия превращается то в молодую девушку, то в дикую и необузданную женщину, то становится сказочным местом.

Тема Родины в поэзии Блока также раскрывается при помощи развития образа. На этом построены практически все варианты подачи образа, в большей или меньшей мере, чему подтверждением служит анализ стихотворения. «Родина», Блок не зря выбрал такое простое название для цикла. Это итог творчества поэта, выражение на бумаге всех его мыслей и тревог, которые накапливались на протяжении жизни.

Новаторство Блока в изображении Родины

Предшественники поэта при изображении Родины также использовали такое средство, как олицетворение. И многие из них оживляли образ, вселяя его в женское обличие. Но тема Родины в творчестве Блока приобрела новое звучание - это не мать, как описывали ее другие, а подруга, невеста, жена. То есть она и в горе, и радости идет плечом к плечу с лирическим героем. И не покровительствует, а сама нуждается в защите.

Также непривычна и подача образа в виде чего-то живого, но в то же время абстрактного. Россия - не картинка, изображение, а ассоциирующийся у каждого со своими вещами объект.

Каждая личность, каждый поэт определяет свое отношение к основным категориям бьипия, вечным проблемам, глобальным событиям. И каждый находит в них что-то свое, никому более не понятное и не доступное. Так, например, у каждого в душе существует свой Бог, каждый, кто соприкасается с творчеством Пушкина, подобно М.И.Цветаевой, находит своего, ни для кого более не досягаемого Пушкина.
Родина для каждого русского человека, а для поэта в особенности, является такой же глобальной проблемой, если не категорией бытия, как Жизнь, Смерть, Любовь... Поэтому каждый для себя определяет понятие родины, России, находит в ней свое место. С Родиной у каждого связан свой конкретный образ. Но все это «свое», личное - лишь вариации, тема же для всех одна - Родина. И для русских поэтов она является объединяющим началом, а значит, существуют общие для всех правила, каноны, традиции, которые устанавливают тесную взаимосвязь русской литературы.
Пробуя проникнуть в личное восприятие Родины некоторыми поэтами, я попытаюсь проследить в их творчестве именно эти классические традиции, связывающие всю русскую поэзию, начиная с Древней Руси и заканчивая XX веком, в единое целое.
Как и все темы русской литературы, тема Родины берет свое начало в уникальном произведении древнерусской литературы « Слово о полку Игореве». Все темы, которые продолжает затем русская классическая поэзия, так или иначе здесь переплелись.
Для людей того времени Русь была священной, а значит, защита ее - делом святым. Во имя этой священной цели автор «Слова» призывает к объединению, сплоченности, во имя Русской Земли предлагает забыть все междоусобицы и распри. Россия служит связывающим, примиряющим началом, через которое русский народ приходит к духовному, нравственному объединению, забывает вражду и возвращается к исходному братству:
Отзовитесь!
Остры ваши стрелы, князья, -
Заградите же степи ворота!
Отомстить поспешите
Родимую Русь!..
В «Слове...» мы также встречаем тему Отечества, духовной связи со своим прошлым, почитания предков:
Все забыто:
Где честь - где жизнь,
И Чернигова-города
Отчий престол золотой,
И желанная, краса его Глебовна,
С ее ласкою- обхождением.
«Отчий престол золотой» - один из нравственных устоев, на котором стоит и жизнь, и честь человеческая. Следующие строки подтверждают это:
О Великий князь Всеволод!
Мыслишь ли ты
Прилететь издалека,
Защитою встать
Золотому престолу отцову?..
Защита своей родины, своей земли - это и защита чести предков, «отцова престола». В конце произведения есть такие слова:
И изрек Боян, чем кончить речь
Песнотворцу князя Святослава:
«Тяжко, братья, голове без плеч,
Горько телу, коль оно безглаво».
Мрак стоит над Русскою Землей:
Горько ей без Игоря одной...
В этой народной мудрости заключено очень многое: и необходимость всеобщего братства, единства для блага страны и всего народа, и неразрывная связь судьбы личности с судьбою страны, зависимость спасения Русской Земли от одного человека а следовательно, ответственность этого человека за свою родину; тут же идея взаимосвязи и взаимозависимости всего, из которой вытекает трагический мотив темы родины: как только рушится единство, «голова» и «тело» перестают существовать вместе, сразу появляются «горечь», «тяжесть», «мрак».
Все мотивы темы Родины концептуально заложены в этом произведении. Теперь перейдем к этой теме в творчестве А. С. Пушкина.
Он пишет об идеале государства: о равенстве, свободе, Законе, справедливом для всех, свержении самовластия, и в то же время мы читаем в стихотворении «Из Пинде- монти»:
Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
И не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспаривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура...
Гражданственность Пушкина, его идея правового государства - это не занятие «заботами суетного света», политикой, порядком внешнего мира, а нечто более глубокое. «Политика - занятие для черни», - говорил А. И. Герцен. А Блок писал в своей статье «О назначении поэта»: «Поэт не может мешать внешнему, ибо дело его - внутреннее - культура».
Задача поэта заключается в открытии «бездонных глубин духа, недоступных для государства и общества».
Поэтому гражданственность А. С. Пушкина - внутреннее сознание. Его позиция - не политическая программа, а нравственный кодекс. Пушкин был дворянином. Дворянское сознание включает в себя не только права владения и распоряжения жизнью крестьян, но и ответственность за них, чувство долга и обязанности перед ними.
Ф. Ницше принадлежит высказывание: «Аристократ - человек, свои права воспринимающий как свои обязанности».
Именно такими аристократами были настоящие дворяне. И именно этот аристократизм утратили все последующие, «выродившиеся» поколения дворян.
Пушкин же, подобно своему Дубровскому, был настоящим аристократом в сознании. Этим гражданским сознанием своего долга и обязанностей он обладал в масштабах государства. Как истинный гражданин, он чувствовал себя ответственным за судьбу своего народа, а как поэт - за внутреннюю, «общекультурную» сторону этой судьбы. Но и чувство долга, и гражданственность, несомненно, связаны с чувством любви к Родине:
Два чувства дивно близки нам.
От века в них находим пищу:
Любовь к отеческим гробам,
Любовь к родному пепелищу.
На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Вот оно - пушкинское ощущение (и как мы увидим дальше - не только пушкинское) Родины: и любовь, и долг, и память, и величие. «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам...» - это любовь к родной земле, к своим «корням», она берет начало, как мы уже видели, в «Слове о полку Игореве». Сознание своего прошлого, своих истоков, всего того, на чем построена твоя собственная жизнь, и любовь ко всему этому являются «самостояньем человека» - залогом его величия.
Для меня эти пушкинские строки неразрывно связаны со стихотворением Н. С. Гумилева «Основатели». В нём есть, казалось бы, одна странность: две реплики, на первый взгляд противоречащие одна другой, принадлежат одному человеку - Рему:
Что было прежде, надо забыть,
глянем вперед...
и
Но надо поставить ближе к дому
могильные склепы...
На самом деле, всё оказывается логичным. Рем - основатель нового города, новой жизни. Для него всё - в будущем, он должен «глядеть вперед» и отказаться от своей старой, прошлой жизни, от того, «что было прежде». Но дело в том, что новая жизнь не возникает из ничего. Она создаётся на опыте прежних цивилизаций и культур. И только помня и почитая эту прежнюю культуру, своих предков, можно обеспечить «залог своего величия», достойное будущее.
Ещё один поэт, неразрывно связанный в нашем сознании с темой Отечества и Гражданства, - Н. А. Некрасов. Он сам определяет свой долг перед родиной:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Несколько избитые, но, на мой взгляд, правильные и высоконравственные строки. Поэт, кроме того, что он обладает богатым внутренним миром, нравственными устоями, ещё и «певец», то есть тот, кто доносит эти нравственные ценности до сознания других. Это важная и необходимая человечеству миссия, но выполнять её обязан далеко не каждый, а лишь тот, кому дано.
Обладать же хотя бы самыми зачатками нравственности должен каждый. И именно это нравственное начало - понятия о долге, чести, ответственности и любви к родине -вкладывали в слово «гражданин» как Пушкин, так и Некрасов.
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь...
Иди и гибни безупречно.
Такое же понятие вкладывает в слово «гражданин» М.А.Волошин. Именно поэтому в 20-е годы XX века в своей поэме «Россия» он с сожалением и горечью скажет:
В нас нет достоинства простого
Гражданина...
Некрасов же не только определяет для себя это понятие, но и принимает его, сам живет по таким правилам и действует по таким канонам. Некрасов - «отечества достойный сын». А отечество и родина для него - это, прежде всего, русский народ. Россия, действительно, крестьянская страна. Всё в ней создано руками народа, всё опирается на русский народ, живет и кормится благодаря русскому крестьянству. Народ - главное и основное составляющее этой страны. Поэтому для Некрасова понятие «Россия» отождествляется с понятием «народ», это явления одного порядка: любовь к Родине для него - любовь к русскому народу; болея душой за Россию, Некрасов болеет за народ, ответственность за страну выражается у него в стремлении помочь народу, облегчить его страдания. Некрасов выбирает для себя судьбу «народного заступника». Как настоящий гражданин, он согласует свои мысли и слова с делом, а дело его - поэзия. Таким образом, Некрасов поставил поэзию на служение родине и «лиру посвятил народу своему»:
Толпе напоминать, что бедствует народ
В то время, как она ликует и поёт,
К народу возбуждать вниманье сильных мира -
Чему достойнее служить могла бы лира?
Вот еще одно подтверждение позиции Некрасова:
Кто служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживет...
И, как достойный гражданин, благородный человек, Некрасов разделяет участь своей родины, а значит, участь русского народа:
И песнь моя бесследно пролетела,
И до народа не дошла она,
Одна любовь сказаться в ней успела
К тебе, моя родная сторона!
За то, что я, черствея с каждым годом,
Её умел в душе своей спасти,
За каплю крови, общую с народом,
Мои вины, о родина, прости!.
...
Ему тяжелый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
Некрасов носил «на своем теле», а точнее, на своей душе поэта «все язвы родины своей», тем самым проливая «каплю крови, общую с народом».
Продолжим теперь тему родины в творчестве А. А. Блока. Пожалуй, образ Родины у Блока, с одной стороны, самый поэтичный и романтичный, а с другой - самый трагичный в русской поэзии.
Этот образ зарождается еще в самом начале творческого пути А. Блока под влиянием философии Вл. Соловье
ва. Это Вечная Женственность, воплощение мудрости, красоты, чистоты. У Блока этот образ становится Прекрасной Дамой. Навеян он, безусловно, не только философией Вл. Соловьева, но и образом конкретной женщины, жены поэта - Л. Д. Менделеевой. Но понятие Прекрасной Дамы у Блока гораздо шире и глубже, чем просто воплощение конкретной женщины, земной любви.
В этом образе для поэта слилось многое: и мечта, и непосредственно любовь, и какая-то высшая, неземная истина, воплощение чистоты, непорочности, святости, что-то недосягаемое и в то же время постоянно притягивающее.
Вот отрывок из стихотворения «Поэт»:
- Вон идет глупый поэт:
- Он вечно о чем-то плачет.
- О чем?
- О розовом капоре.
- Так у него нет мамы?
- Есть. Только ему нипочем:
- Ему хочется за море,
Где живет Прекрасная Дама.
- А эта Дама - добрая?
- -Да.
- Так зачем же она не приходит?
- Она не придет никогда.
- Она не ездит на пароходе...
Прекрасная Дама и есть мечта «о розовом капоре», о котором поэту необходимо плакать. Но мечта эта неземная, недосягаемая, она «не ездит на пароходе» и поэтому «не придет никогда».
Прекрасная Дама существовала в период Блока-символи- ста. Постепенно взгляды Блока меняются: от «символов», иных миров, недосягаемых истин он опускается на землю.
И я опять, больной и хилый,
Ищу счастливую звезду.
Какой-то образ, прежде милый,
Мне снится в старческом бреду.
Быть может, память изменила,
Но я не верю в эту ложь,
И ничего не пробудила
Сия пленительная дрожь.
Все эти россказни далече -
Они пленяли с юных лет...
...Устал я верить жалким книгам
Таких же розовых глупцов!
Проклятье снам! Проклятье мигам
Моих пророческих стихов!..
Блок отказывается от символизма, но образ Прекрасной Дамыне исчезает, алишь воплощается в нечто земное. Вечная Женственность нисходит на землю, и теперь она - в каждой женской душе. Этот образ Блока отражается в стихотворении «Девушка пела в церковном хоре...».
Прекрасная Дама была именем собственным, единственной в своем роде; под «девушкой» здесь подразумевается любое женское создание: символ чистоты, непорочности, любви, надежды... И в этом стихотворении появляется близкая связь Женственности и Христианства: «церковный хор», «царские врата».
Проходят годы, Блок всё больше и больше сживается с этим образом, с этой мечтой, между ними образуется духовное родство. Прекрасная Дама, Царевна становится уже не просто любимой, а женой, причем Женой Вечной. А.Блок - приверженец классики и русских народных традиций, поэтому его внутренние, духовные взаимоотношения с этой Вечной Женой строятся именно по этим традициям, канонам.
И вот постепенно Блок приходит к тому, что Вечная Жена и Родина сливаются в одно, очень глубокое и емкое понятие: «О Русь моя! Жена моя!» С одной стороны, это продолжение классических традиций «Слова о полку Игореве», Пушкина, Некрасова: большая любовь к родине, порождающая глубоко нравственное, внутреннее сознание долга перед своей страной, разделение её судьбы, ответственность за всё, с ней происходящее; но в то же время все эти чувства становятся ещё глубже: любовь - сильнее, узы - крепче, боль за страну - острее, поэтому Родина для Поэта теперь не мать, не сестра, а Жена, они теперь не просто близки, а кровно родны, они - единое целое. Россия и Блок слились воедино. У Вл. Нарбута есть такие строки:
Земля - праматерь!
Мы слились:
Твоё - моё, я - ты, ты - я...
Теперь эта связь навеки, она неразрывна. С одной стороны, эта связь как раз то, где «сын человеческий» смог «преклонить свою главу», он обрел свою Прекрасную Даму, теперь они вместе:
И вот - Она, и к Ней - моя Осанна -
Венец трудов - превыше всех наград...
Обладание своей родиной для Блока - Осанна (спасение), и это - «превыше всех наград».
«Сомкнулись царственные дуги, душа блаженна, Ты близка...», « Что скажу я тебе - не знаю. Может быть, от счастья умру...» - вот оно: блаженство и счастье. Но, с другой стороны, в такой неразрывной и кровной любви всегда сокрыты страдания и трагичность.
Страдал Некрасов вместе со своим угнетенным народом, и «в крови иссеченной» Музой, страдает и Блок:
Снова нахмурилось небо, и будет ненастье.
Сердцу влюбленному негде укрыться от боли.
Так и счастливому странно, что кончится счастье.
Так и свободный боится неволи...
Это - боязнь потерять обретенное счастье, обретенную любовь. Но, кроме общего счастья, существует еще и общая судьба: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться...», «Тебя жалеть я не умею и крест свой бережно несу...»
В стихотворении Вс. Рождественского «Памяти Ал. Блока» есть такие строки:
Ты глазами, словно осень, ясными
Пьешь Россию в первый раз такой -
С тройкой, с колокольцами напрасными,
С безысходной девичьей тоской.
В пламенное наше воскресенье,
В снежный вихрь - за голенищем нож -
На высокое самосожжение
Ты за ней, красавицей, пойдешь.
Довелось ей быть твоей подругою,
Роковою ночью, без креста
В первый раз хмельной крещенской вьюгой
Навсегда поцеловать уста...
Я уже говорила о взаимосвязи всего в русской литературе, поэзии: одно вытекает из другого. Чувства и судьбы русских поэтов тоже близки. Вот стихотворение А. А. Ахматовой «Молитва»:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар -
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Это тот же «бережно несомый крест» и «высокое самосожженье» во имя России, во имя своей родины. Потому что она - единственный Отчий Дом, и, какой бы она ни была, её принимают и так же любят, со всеми её бедами, горестями и трудностями.
Ф. Сологуб:
И все твои пути мне милы.
И пусть грозит безумный путь
И тьмой, и холодом могилы,
Я не хочу с него свернуть.
А. А. Блок:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
И этот путь, со всеми страданиями, поэт, гражданин, человек проходят со своей родиной до конца: «Если кончена моя Россия - я умираю» (3. Н. Гиппиус).
Всем этим объясняется огромное чувство ностальгии, тоски по родине, присущее всем людям, но русским в особенности: «Но русское сердце тоскует вдали от родимой земли» (Ф. Сологуб).
А. А. Блок:
Да, ночные пути, роковые,
Развели нас и вновь свели,
И опять мы к тебе, Россия,
Добрели из чужой земли.
Это необъяснимое, постоянное притяжение:
Много нас - свободных, юных, статных -
Умирает не любя-
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!
И вот, наконец, всё становится прозрачным, ясным и понятным в стихах М. А. Волошина, совершенно не случайно посвященных памяти А. Блока и Н. Гумилева:
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца - Русь!
И на дно твоих подвалов сгину
Иль в кровавой луже поскользнусь,
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.
Доконает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать с тобой
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!

Зинкевич Максим.

Главными критериями художественной литературы были и остаются народность, правдивость, искренность, высокая поэтическая культура, а также неразрывная диалектная связь с традициями народного творчества и богатейшим наследием русской, классической культуры. Таким образом, мотивацией данной работы явилось желание показать, что поэзия - это мир не только новой поэтической действительности, но и продолжение традиций русского поэтического стиха. Задачи данной работы: рассмотреть стихотворения поэтов 19-20 вв., посвященных Родине; рассмотреть группы наиболее активных, регулярно повторяющихся, а также и новых слов, с помощью которых понятие Родины наполняется содержанием; проследить преемственность восприятия образа России в русской поэзии 19-20 вв.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Лексика темы «Родина» в русской поэзии».

МОУ «Родниковская СОШ».

Руководитель: Безносова Н.А.,

Учитель русского языка и литературы,

МОУ «Родниковская СОШ».

Все живые языки постоянно развиваются, совершенствуются, изменяются. Они имеют свое прошлое и настоящее, в котором зарождаются элементы будущего состояния языка. Язык - хранилище человеческой мысли. Он осуществляет связь времен, поколений и их традиции.

Язык и наша речь способны не только оказывать влияние на поведение и мышление человека, они дают человеку возможность испытать эстетическое наслаждение, наслаждение прекрасным словом, его благозвучностью. Конечно, более всего такая эстетическая функция языка проявляется в произведениях художественной литературы, особенно в лирике русских поэтов.

Главными критериями художественной литературы были и остаются народность, правдивость, искренность, высокая поэтическая культура, а также неразрывная диалектическая связь с традициями народного творчества и богатейшим наследием русской, классической культуры.

Таким образом, мотивацией моей работы явилось желание показать, что поэзия – это мир не только новой поэтической действительности, но и продолжение традиций русского поэтического стиха .

Тема моего исследования: «Лексика темы « Родина» в русской поэзии».

Цель исследовательской работы:

Показать самую разнообразную по семантике лексику, раскрывающую понятие «Родина».

Задачи:

  1. рассмотреть стихотворения поэтов XIX –XX вв., посвящённых Родине.
  2. рассмотреть группы наиболее активных, регулярно повторяющихся, а также и новых слов, с помощью которых понятие Родины наполняется определенным содержанием.
  3. проследить преемственность восприятия образа России в русской поэзии XIX-XX вв.

Методы исследования:

  1. анализ поэтических произведений русских поэтов XIX-XX вв.
  2. работа с литературоведческими текстами.

В данной работе было проанализировано около 30 стихотворений поэтов XIX – XX вв. Это произведения В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского, Д. Д. Минаева, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой и других поэтов данного периода.

Тема Родины - одна из традиционных тем русской поэзии, для которой характерны такие образные параллели: Россия - мать, Россия - невеста (жена), Россия - сфинкс, Россия - огневая стихия и т. д. Традиционной является и связь образа России с образами дороги, дали, простора, ветра, песни. В то же время восприятие Родины и соответственно образ России у каждого поэта своеобразны, что отражается уже в характере номинаций и их выборе. Художественные произведения, в которых эта тема является главной, могут включать самую разнообразную по семантике лексику, среди которой выделяются группы наиболее активных, регулярно повторяющихся слов. С их помощью формируется обобщённо-отвлечённый смысл слов и словосочетаний, называющих Родину (Родина, Отчизна, Отечество, родной край, страна отцов и т.д.); понятие Родина наполняется определённым содержанием.

Родина, Отчизна, Отечество, родной край, родимый дом. Этот синонимический ряд можно продолжить.

В поэзии XIX в. можно выделить несколько наиболее часто повторяющиеся лексические группы:

*существительные, обозначающие детали сельского пейзажа, называющие жителей сельской местности, элементы их материальной и духовной жизни, явления природы:

кров, очаг, дом(домик), хижина, изба, обитель, угол(уголок), приют, лес, река, ручей, холм, дуб, нивы, луга, поля, оратай, пастух, стадо, поселянин, песня, жаворонок и др.

*существительные, несущие мотивы детства, семьи, рода:

Прадеды, деды, предки;

Отец, мать, брат, семейство;

Супруг, супруга, жена;

Сын, чада, дети.

*существительные, называющие какое-либо дерево или несколько деревьев:

Лес, деревья, древо, дубрава;

Дуб, вяз, липа, берёза.

Все перечисленные существительные являлись традиционными поэтизмами и зачастую сочетались с такими же традиционными определениями-эпитетами. Назовём некоторые из них:

*Приди под кров родной,

Под кров уединенный,

Счастливый и простой.

(П.А.Вяземский).

* Оратай острый плуг увозит за собою,

И, медленной стопой идя под отчий кров,

Поёт простую песнь в забвенье всех трудов.

(К.Н.Батюшков).

* О, родина моя, о сладость прежних лет!

О нивы, о поля , добычи запустенья!

О виды скорбные развалин, разрушенья!

Унылость на холмах!

(В.А.Жуковский).

*Отчизне кубок сей, друзья!

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет,

И первых лет уроки.

Что вашу прелесть заменит?

О родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя!

Там всё – там родших милый дом,

Там наши жёны, чадо;

О нас их слёзы пред творцом;

Мы жизни их ограда.

…И царский трон, и прах царей,

И предков прах священный .

За них, друзья, всю нашу кровь!

На вражьи грянем силы;

Да в чадах к родине любовь

Зажгут отцов могилы.

(В.А.Жуковский).

Все выделенные слова и словосочетания входят в единый словарь названной темы, в ассоциативный лексический комплекс. Родина у разных поэтов почти лишена черт индивидуальности, рисуемые картины схожи. Это картины «малой родины», родины «сельской», «деревенской». Описания имели мало общего с реальной жизнью русской деревни и носили условный характер. Они выражали некое поэтическое обобщение, как элемент стиля, «определённый строй представлений, переживаний, оценок». Наличие большого количества разнообразной лексики (существительные, прилагательные, глаголы) рисуют картины запустения, передающие чувство тоски, печали и горести.

Слово дуб традиционно связано не только с темой «большой Родины», т.е. государства, но и с темой дворянского рода, символизирует мощь и силу рода, связь поколений; вяз символизирует «малую родину».

*Сокроюсь с тайною свободой,

С цевницей, негой и природой,

Под сенью дедовских лесов.

(А.С.Пушкин).

*О, суждено ли мне увидеть край родной,

Друзей оставленных, друзей всегда любимых,

И сердцем отдохнуть в тени дерев родимых?

(Е.А.Баратынский).

* В стране моих отцов, под сенью древ знакомых….

(В.А.Жуковский).

*Ветвями голыми махая, древний дуб

Чернел в лесу пустом…

(П.А.Вяземский).

* И старый вяз в конце селенья

Шумит, столетний часовой…

(Н.Некрасов).

Ассоциативный комплекс, который нёс в себе словарь темы Родины в поэзии первых десятилетий XIX в. постепенно разрушается. Этот процесс уже наблюдается в поэзии А.С.Пушкина. Именно в его поэзии художественное слово приобретает конкретизацию, индивидуальность, его «непоэтичная» , не освящённая традициями поэтического употребления, лексика стала основой обобщения, формируемого индивидуальным контекстом. Так тема Родины смыкается с темой человеческой судьбы, дороги. Образ дороги очень выразителен, дорога большая, длинная, проходящая через всю Россию, поэтому позволяет увидеть страну в различных проявлениях и в разные временные периоды. Описывая действительность, А.С.Пушкин всё же опирается на традиционную лексику, но вводит и новые слова в словарь темы Родины:

Долго ли мне гулять на свете,

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

Не в наследственной берлоге,

Не средь отческих могил ,

На большой мне, знать, дороге

Умереть господь судил….

А.С.Пушкин.

В данном стихотворении вместо традиционных слов дом, обитель, хижина, кров мы читаем ироническое – берлога.. Традиционные лексические единицы в контексте стихотворения приобретают конкретное национальное, историческое и психологическое содержание. Отсюда эмоциональное состояние лирического героя называют традиционные для поэзии чувства, вызываемые реальной российской действительностью – тоска, скука .

Так на основе лексики, уже освоенной, формируется новый словарь темы Родины, называющий наиболее характерные признаки русского пейзажа, климата, русского быта и общественной жизни.

Традиционная лексика, связанная с темой Родины, продолжает использоваться в поэзии Пушкина и в поэзии послепушкинского периода, но в составе этой лексики происходят некоторые изменения. Традиционный поэтизм иногда заменяется синонимом, не характерным для поэзии XIX в. Например, слово хижина заменяется словами изба(избушка), хата ; Вместо слов селянин, оратай начинают использоваться слова мужик, пахарь:

*Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа …

Не видать конца и края –

Только синь сосёт глаза.

(С.Есенин).

*Каждый труд благослови, удача!

Рыбаку – чтоб с рыбой невода,

Пахарю – чтоб плуг его и кляча

Доставали хлеба на года.

(С.Есенин).

*Десятиной скудной

Тащится мужик,

За работой нудной

Над сохой поник.

(Д.Д.Минаев).

Можно привести ещё ряд слов, тесно связанных с темой Родины. Широкое употребление таких слов: снег, мороз, холод, туман, болота, метель, буран, зима дают традиционное представление о России как северной стране, лишенной тепла и солнца. Обращение к реальной русской действительности вызвало употребление таких слов, как даль, ширь, простор, раздолье, пространства, равнины. Ассоциативно близкими этим словам являются слова поля, степи, дорога, конь, тройка. С темой Родины связаны слова дым, дымка, журавли . Приведём ряд примеров:

* Поле, русское поле.

Светит луна или падает снег.

Счастьем и болью вместе с тобою.

Нет, не забыть тебя сердцу вовек.

(И.А.Гофф).

*Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои…

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл…

(Н.Рубцов).

*Стаи птиц.

Дороги лента.

Повалившийся плетень.

С отуманенного неба

Грустно смотрит тусклый день.

(К.Бальмонт).

*И те неяркие просторы,

(А.Ахматова).

Тесная связь таких слов с темой Родины ведёт к их частой повторяемости в тех поэтических произведениях, в которых тема Родины играет большую роль. Эту тесную связь мы наблюдаем и в поэтических произведениях уральских поэтов, которые не только продолжают традиции поэтов XIX в., но и вносят изменения в состав художественной семантики. Приведём примеры:

*Окликаю по имени рощу

И по отчеству поле зову.

Ничего нет, наверное, проще,

Чем любить это всё наяву.

(Н.И.Година).

*…В туманной мгле , в осенних ливнях

Под жёлтым яростным дождём –

Гори, гори, моя Россия!

…Я – стебелёк в костре твоём…

(И.Банников).

*Не страшен, Русь, тебе Наполеон,

Страшней они – заезжие Дантесы!..

…Ушла заря.

И сполз туман с холмов,

И дуб обнял соседские берёзы.

И мужики так звонко у домов

По всей округе отбивают косы !..

(В.Богданов).

* Мои пути, костры, палатки

Издалека – увидя вблизь,

Учись терпению солдатки –

Как наши матери звались, -

Тоску достойно пересилив,

Разлуки гордо пережив,

Когда

Годами по России

Отцы держали рубежи.

(Б.Ручьёв).

Итак, тема Родины в русской поэзии характеризуется своим традиционным лексическим фондом, который на протяжении XIX в. претерпел ряд изменений. Основные изменения в лексическом составе темы Родина соответствуют общим тенденциям в изменении норм поэтической речи: наблюдается яркий переход от стилевого слова с устойчивой ассоциативностью условного характера к слову с конкретным смыслом. Слово приобретает «историческую конкретность и бытовую подвижность», что делает поэтическую речь демократичной.

Свою работу мне хочется завершить стихотворением уральского поэта Н.И.Годины «Родина».

Взглянул, будто вынул занозу,

Серебряной рощи кольцо,

Где каждую с детства берёзу

Я знаю не только в лицо.

Колодец у бани; как буки,

Два пугала по-над межой…

Здесь родина с маленькой буквы,

Здесь Родина с буквы большой.

Общеизвестна поэтическая метафора: “Родина-мать”. В облике женщины-матери, в частности, на плакатах периода Великой Отечественной войны часто изображали Родину русские художники. В литературоведении данный метод именуется “олицетворением”. Например, образ Правды может появиться в облике женщины в лохмотьях, это будет являться символом ее гонимости и неприкаянность, а образ Справедливости – в обличье женщины с весами в руках и завязанными глазами, дабы подчеркнуть ее беспристрастность.
Образ Родины в поэзии Александра

Блока вырисовывается иначе. Блок, будучи поэтом-символистом, не мог опуститься до уровня дешевой аллегории. Символист всегда указывал на высшую реальность, более реальную, чем та, с которой мы сталкиваемся повседневно.
Вот его стихотворение “Россия” из цикла “Родина”:
А ты все та же – лес да поле,
Да плат узорный до бровей…
Сначала это как будто земля, страна, пространство – лес да поле. Но тут же, без перехода, без стремления к олицетворению – “плат узорный до бровей”. Перед нами женщина – и в то же время страна, это земля – и возлюбленная, это мать – и жена.
Она защищает и нуждается в защите. Она униженная и беспробудно распутная. Она разная – и всегда узнаваемая: светлая жена – и чаровница, ожидающая – и призываемая. Та, которая ждет уходящего, в вечной череде уходов и возвращений. И та, что зыбким обликом своим придает устойчивость бытию, уверенность в незыблемости среди колеблющейся реальности:
В густой траве пропадешь с головой.
В тихий дом войдешь не стучась…
Обнимет рукой, оплетет косой
И, статная, скажет: “Здравствуй, князь”.
Родина Блока также и та, что сражается вместе с витязем в цикле “На поле Куликовом”:
О Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь – стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Она – соратница и заступница:
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде, свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
Она – нищая царевна, зачарованная и вольная, она – “разбойная краса”, но она же и чудовищная маска из стихотворения “Русь моя, жизнь моя… “:
Дико глядится лицо онемелое,
Очи татарские мечут огни…
Образ ее иногда предстает как образ вполне конкретной женщины. Стихотворение “На железной дороге” включено в цикл “Родина”, но в то же время посвящено Марии Павловне Ивановой.
Стихотворение “Грешить бесстыдно, беспробудно… ” написано отчасти в полемике со стихотворением М. Ю. Лермонтова “Люблю Отчизну я, но странною любовью… “. Блок как бы отпускает те грехи, от которых отвращает свое лицо Лермонтов. Или, вернее, Лермонтов любит вопреки “славе, купленной кровью”, вопреки грехам родной страны. А Блок любит за самые грехи. Он любую ее любит больше всего на свете, она для него – единственная.
И какие бы маски ни пугали поэта, появляясь на любимом лице, чаще всего у него хватало мужества воззвать к ней же о помощи:
Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!
Блок взывал до тех пор, пока любимый лик не был искажен окончательно. Тогда поэт умер. Да, была минута, когда Блок в большевистской революции пытался увидеть начало космического преображения и Прекрасную Даму. Потом он с ужасом оттолкнулся от ее уродства.
Русский философ и публицист Николай Бердяев писал, что Александр Блок “… принадлежит вечной, преображенной России, России нового неба и новой земли, как и Пушкин. Ее уготовляют не только святые, подвижники, очистившиеся, увидавшие Божественный свет, но и тосковавшие, мучившиеся, прельщавшиеся и падавшие, но устремленные к высоте, к жизни, преображенной в красоте”.
Величие России – в ее исторических свершениях, которые еще не осознаны поэтом до конца. Прошлое взывает к будущему. Романтика этого призыва звучит в цикле стихов “На поле Куликовом”. В нем положение России, разделенной на два враждебных стана, уподобляется Руси Дмитрия Донского, вышедшей на Куликово поле, чтобы в схватке с золотоордынским ханом Мамаем отстоять свою национальную независимость. Этот цикл – одно из высших лирических достижений А. Блока, лучшее, что дала России поэзия на рубеже двух веков. Уже в первом стихотворении цикла – “Река раскинулась… ” – автор передает тревожное ощущение ожидания исторических свершений. Эта тревожность чувствуется и в пейзаже, и в ритме стиха.
Готовый разделить судьбу Родины, А. Блок принимает Октябрь как неизбежность. Типичное для русского интеллигента чувство вины перед народом за его многовековые страдания, за его темноту и дикость заставляет поэта оправдывать насилие и кровь в поэме “Двенадцать”. Его последние произведения о России противоречивы и трагичны. Чего стоит одно стихотворение “Скифы”! В этом стихотворении отчетливо виден тот кровавый отсвет, о котором писал поэт в произведении “Рожденные в года глухие… “. Но в его стихах главное – любовь к Родине, к своей России.
Как раз именно она движет всем творчеством Блока, именно она роднит творчество Александра Александровича Блока с великой поэзией XIX века. Его лирика полна тех же интонаций любви к России не только как в стихотворениях Пушкина, Лермонтова, Тютчева, но и в произведениях современников: изысканной и утонченной А. Ахматовой, по-русски ласковым и пламенным С. Есениным. Беззаветной и безоглядной, подвижнической, возвышающей душу любви учат всех нас эти поэты. И Александр Блок черпал силы добра в любви к Родине:
Дивись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи.

Загрузка...