aqua-kop.ru

"И скучно и грустно": анализ стихотворения (подробный). И скучно, и грустно

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…

Анализ стихотворения «И скучно и грустно» Лермонтова

В поздний период творчества Лермонтов заново переосмыслил свою жизнь и ее результаты. Его творчеству всегда были присущи мотивы одиночества и тоски. Постепенно к ним примешивается излишняя самокритичность и пессимизм в оценке собственной деятельности. Плодом мучительных размышлений стало стихотворение «И скучно, и грустно», написанное в 1840 г., незадолго до трагической гибели поэта.

В произведении продолжают свое развитие идеи, изложенные Лермонтовым в «Герое нашего времени». Оно вполне может являться искренним монологом Печорина. На этот раз поэт переносит душевное состояние своего персонажа на себя. Стихотворение можно считать своеобразным признанием поэта в том, что все качества вымышленного героя применимы к нему самому.

Лермонтов рано охладел к жизни. Юношеские надежды и мечты были отравлены непониманием окружающих. Он стремился к лучшему, над ним смеялись и презирали. Осквернение памяти , которого поэт буквально боготворил, нанесло серьезный удар по мировосприятию поэта. Гневная защита своего учителя окончательно рассорила поэта с обществом. Высший свет считал его опасным и неблагонадежным человеком. Лермонтов все больше замыкался все себе. Его творчество приобретает мрачный и зловещий характер. Возникает тщательно разрабатываемая тема демонизма.

«И скучно, и грустно» — итог серьезного самоанализа. Презирая общество, Лермонтов все же не мог избавиться от влияния его оценок. Он считал, что не смог даже приблизиться к славе Пушкина.

Критика его произведений подкрепляла это ошибочное мнение. Поэт убежден, что стал неудачником. Это породило в нем безверие в собственные силы. Он потерял цель и смысл жизни. Ему больше нечего желать и не к чему стремиться. Страсти больше не имеют над ним власти, так как имеют преходящий характер («вечно любить невозможно»).

Развивая собственную мысль, поэт отрицает свой вклад в поэзию («все там ничтожно»). Высокие цели остались в мечтах, впереди – неизбежная старость и смерть.

Лермонтову было всего лишь 27 лет в момент написания этого стихотворения. Безусловно, он находился в состоянии глубокого душевного кризиса. Лишь после смерти поэта его творчество было оценено по достоинству и приравнено к гению Пушкина. «И скучно, и грустно» — трагическая исповедь талантливого человека, доведенного обществом до крайней степени пессимизма и отчаяния.

В стихотворении «И скучно и грустно», анализ которого мы проведем, тема любви становится одним из ракурсов, в совокупности которых возникает картина душевной жизни. Лирический герой пытается смотреть вовне и в глубь своего сознания «с холодном вниманьем», сохраняя философскую, рассудочную объективность, но эмоции захватывают его. Излияние включает риторические вопросы, восклицания, резкие обрывы признаний, переданные многоточиями. В соотнесении конкретно-психологического с вечным, нетленным на первом плане оказываются субъективные переживания.

Во многом напряженность в них связана с муками, недугом, вызванными страстью. Во всех трех строфах стихотворения (четверостишия разностопного амфибрахия; первая и третья строчки — пятистопные, вторая — трехстопная, четвертая — четырехстопная) упоминается о разных проявлениях чувства, и каждый раз спокойный тон нарушается восклицаниями, риторическими вопросами.

Три вспышки высвечивают этапы единого рассуждения о любви, приводящего к полному безнадежности выводу о том, что существование человека ничтожно, с ним высшие силы сыграли «пустую и глупую шутку», вложив в его душу тягу к вечному (вечно желать, вечно любить), а в то же время обрекая его на замкнутость в тупике времени («...на время — не стоит труда...»).

Осознание безвыходности приводит к ощущению душевной боли, усугубляющейся пониманием того, что на ее преодоление расходуются силы молодых, лучших лет:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят — все лучшие годы!

В признании лирического героя стихотворения «И скучно и грустно» Лермонтова содержится не только характеристика его внутреннего состояния, но и объяснение его причины. Если в первой строфе упоминание о непрестанных метаниях души имеет оттенок абстрактного вывода, то во втором четверостишии наполняется субъективной достоверностью, так как речь идет о глубоких чувствах. Подобно стихотворению «Как часто, пестрою толпою окружен...», элегия «И скучно и грустно» (с жанровой характеристикой элегии это стихотворение сближают медитативность, лирическое излияние от первого лица, свободная композиция, основанная на ассоциативности) строится на противопоставлении прошлого, где были «и радость, и муки, и все», настоящему.

В нем лирический герой не находит ничего значительного («все там ничтожно»), погас свет, освещавший его душевную жизнь. Реальность противоречит возвышенным, абсолютным требованиям к миру, что выражается в антитезе времени и вечности. Ее наступления напрасно ждать так же, как надеяться на неугасимость пламени. Психологическая конкретика придает ощутимость умозрительному рассуждению, дисгармония в миросозерцании предстает мучительным переживанием, подобным безответной любви.

Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все так ничтожно...

Романтический максимализм проявляется и в потребности встретить идеальную возлюбленную. Любовь настолько масштабное чувство, что она не может быть посвящена земному созданию («Любить... но кого же?..»). В воспоминаниях можно найти следы душевного подъема, но, может быть, и он был иллюзией. Даже в собственном внутреннем мире лирический герой видит основание для принижения действительности.

В третьей строфе стихотворения «И скучно и грустно», анализ которого нас интересует, мысль о человеческом несовершенстве развивается в связи с рассмотрением глубинного противоречия страстей и разума. Они уживаются лишь на время; когда оно минует, сладкие эмоции исчезают, сердце остывает. Холод жизни является метафорическим образом, выражающим пессимизм лирического героя. О том, что таков закон вселенной, свидетельствует рассудок:

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка...

Итог размышлениям подводится в последних строчках. Жизнь видится бессмысленным, скучным, пустым существованием. В осознании подчеркнута безысходность, от прекрасного прошлого не осталось следа, молодость бесследно пролетает, расцвет сменяется увяданием, а впереди — вечное повторение ошибок настоящего. По сравнению с грядущим даже оно выглядит «лучшими годами».

Мрачные, угрюмые тона в эмоциональной окраске стихотворения возникают благодаря фоническим особенностям. Ассонансный звук «у» появляется уже в первой строфе (по четыре раза на сильных и слабых местах), во второй — безударный «у» входит в рифмующееся слово («труда»), а в третьей — на нем построены обе рифмы (недуг — вокруг, рассудка — шутка). Его унылость становится отчетливо слышна на стыках и в рядом стоящих словах:

И ску чно и гру стно и некому ру ку подать

В мину ту ду шевной невзгоды...

Такая пу стая и глу пая шу тка...

Ощутимость страдания лирического героя от бессмысленности существования, сопровождающейся пониманием своей беспомощности, помогают передать ассонансы, напоминающие междометия — вскрики:

И скучно и грустно и ...

В минуту душевной ...

Такая пустая и глупая ...

Сочетание обоих повторов в последней строчке обусловливает минорный (от минор лат. — «меньший», музыкальный лад, устойчивые звуки которого имеют грустную, скорбную или меланхолическую окраску, в переносном значении — печальное настроение) тон финала стихотворения.

Последнее слово, однако, нарушает созданное настроение: жизнь воспринимается как глупая, издевательская, но шутка, насмешка. Человеку обидно, больно сознавать, что он забава для судьбы, чем вызваны переживания лирического героя, и все же романтическая ирония не позволяет расценивать происходящее с одноплановой серьезностью. Земное бытие настолько пусто, скучно, буднично, что в освобождении от него можно увидеть не радостные, но положительные моменты. Кроме того, мысль о комичности положения человека, в жизни которого все так ничтожно, напрасно, мгновенно, обращает к другой части антитезы, потому что таким его существование видится в сравнении с идеальным представлением о смысле и содержании бытия.

В анализируемом стихотворении Лермонтова можно увидеть и эмоциональные акценты с противоположным знаком — мажорные, певучие мелодические ходы. Они обусловлены появлением повторов сочетаний гласных с сонорными «л», «н», «м». В этих строчках речь идет о способности личности погружаться в глубь своей души, жить во внутреннем мире. Уже в начале стихотворения инструментовка текста дополняет впечатление от его семантического (от греч. «обозначающий», смысловая сторона высказывания) плана. Лирическому герою грустно, одиноко, будущее видится в черном свете, а поэтические звуки, вырывающиеся из глубины души, вливаются в гармонические аккорды вселенной:

И скучно и грустно и не кому руку подать

В мину ту душевной не взгоды...

Желанья !... что поль зы на прасно и вечно жела ть?..

Лю бить... но кого же?.. на время не стоит труда,

А вечно лю бить не возмо жно .

В себя ли загляне шь? — там прошло го не т и сле да...

И жизнь , как посмо тришь с холо дным вниманьем ...

На этой основе возвышаются подсознание личности, глубинные истоки ее жизни, которые скрыты за «словом рассудка», «холодным вниманьем». Богатство и многоплановость душевного строя очевидны для лирического героя, без опасения погружающегося в бездну переживаний, находящего даже в самых безотрадных из них следы прекрасного замысла Творца, что побуждает размышлять о вине людей, превративших чудо бытия в «пустую и глупую шутку». На этом завершим анализ стихотворения «И скучно и грустно» Лермонтова.

Философская лирика М.Ю. Лермонтова предельно мрачна, но от этого нисколько не проигрывает, ведь в тоске поэта есть феноменальная красота, особенно близкая сердцу русского человека. Стихотворение «И скучно, и грустно…» — достойный образчик этой красоты, и Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ текста по плану. Приятного просвещения!

Михаил Юрьевич Лермонтов продолжал и развивал пушкинские традиции, но как сказал Белинский: «Это поэт совсем другой эпохи». Творчеству Михаила Юрьевича всегда были присущи пессимистические темы. В его поэзии можно выделить такие романтические мотивы, как одиночество, изгнанничество; измены и разочарования в любви; мотивы обреченности и смерти; судьбы и предопределения.

Наиболее характерный для Лермонтова — это мотив трагического одиночества. Результатом долгих мучений стало произведение «И скучно, и грустно», которое было написано в 1840 г., за год до смерти Михаила Юрьевича. В произведении автор говорит о тоске и разочаровании, словно подводит итог своей жизни. Вполне понятно, что итоги безрадостные: кризис среднего возраста настиг поэта в период, когда он был одинок и несчастен. Всю жизнь он страдал от того, что не достиг того уровня успеха, к которому стремился. К своим стихам он относился с большой долей скептицизма и не воспринимал их как достижение. Военная карьера тоже не удалась. Поэтому автор находился в глубочайшем унынии.

Жанр, настроение, размер

Это произведение относится к жанру элегии, оно проникнуто грустью. Стихотворение «И скучно, и грустно…» напоминает запись в дневнике, душевный порыв, который автор отразил на бумаге. Лирический герой не находит счастья ни в любви, ни в дружбе, разуверяется в себе и в жизни, у него исчезает надежда на исполнение желаний.

Текст относится к направлению . Его черты мы находим в меланхоличном тоне, мотиве одиночества и разочарования, а также в гордости лирического героя, который, несмотря на все свое несчастье, не нуждается в жалости.

Стихотворный размер — четырех- и трехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Композиция

Композиция произведения «И скучно, и грустно…» состоит из трех четверостиший.

  1. Первое рассказывает о желаниях автора «и некому руку подать/В минуту душевной невзгоды».
  2. Второе же четверостишие посвящено размышлениям о любви «Любить… но кого же?.. На время - не стоит труда, /А вечно любить невозможно».
  3. В третьей части поэт говорит о страстях: «Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг /Исчезнет при слове рассудка». Последние две строчки стихотворения становятся выводом и чертой, которую автор подводит: «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманием вокруг, - /Такая пустая и глупая шутка…».

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «И скучно, и грустно…» отражает мысли и чувства автора. В его лице мы видим типичного представителя просвещенного дворянства того времени — человека ищущего, умного, но глубоко разочарованного в жизни и своих возможностях. Он пресыщен чувствами и наслаждениями, далек от своего народа и страны, эгоистичен и высокомерен. В его отношении к миру сквозит презрение и ощущается обида за «недооцененность».

Жизнь, описанная в стихотворении, — «пустая и глупая шутка». Это заявление подкреплено основаниями: герой так и не нашел среди людей понимания и любви, а также не обрел истинного призвания. Силы его души пропадают даром, ведь все чувства преходящи и нет ни одного, которое бы запомнилось ему. Выходит, что смысла в существовании действительно нет.

Темы, настроение, проблемы

  • Главной темой произведения «И скучно, и грустно…» является одиночество, а основной проблемой — разочарование в жизни и в себе. В строках стихотворения лирический герой размышляет о желаниях, любви, страстях и нигде не находит пристанища для души. Зачем что-то делать, когда все бессмысленно? Зачем любить, когда это не навсегда? Он постепенно обесценивает те чувства и стремления, которые обычно мотивируют людей жить и бороться с судьбой.
  • Из вышесказанного можно выделить и другие проблемы стихотворения: проблема тоски и поиска смысла жизни. Герой, умудренный опытом, отвергает традиционные ценности и доказывает бессмысленность бытия, лишенного настоящей любви и подлинного увлечения.
  • Быстротечность жизни — тоже тема для размышления поэта. Он с горестью замечает, что лучшие годы уже позади.
  • Настроение стихотворения «И скучно, и грустно…» мрачное, исполненное тоски.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «И скучно, и грустно» проявляется в полном отрицании осмысленности жизни и всего того, что принято считать ее смыслом. Автор настаивает на том, что все духовные ценности — это иллюзия, и бытие пусто. Произведение Лермонтова «И скучно, и грустно» В.Г. Белинский поставил в одну строку с великими произведениями в области поэзии, «которые когда-либо подобно светочам Эвменид освещали бездонные пропасти человеческого духа». Лермонтов, по словам В.Г. Белинского, поет «похоронную песню всей жизни». «Напрасным», «ничтожным» и бессмысленным оказывается каждое из проявлений духовной жизни человека: «Любить на время» — «не стоит труда, а вечно любить невозможно».

Таким образом, смысл стихотворения «И скучно, и грустно» — это подведение печального итога бессмысленной жизни одинокого и опустошенного человека, лишенного опоры в дружбе, любви и призвании.

Средства художественной выразительности

В произведении «И скучно, и грустно» применяются различные выразительные средства — такие, как эпитеты, метафоры, ассонанс.

  • Эпитеты: «лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно».
  • Метафоры: «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»
  • Ассонанс (повтор гласных звуков): «И скучно и грустно, и некому руку подать».

Вышеперечисленные тропы придают стиху особую драматичность.

В конце своей жизни Михаил Юрьевич Лермонтов много размышляет о смысле жизни, о ее ценностях и приоритетах. Он словно предчувствует свою скорую гибель и пишет поистине уникальные произведения, в которых как бы подводит итоги своего жизненного периода. И тут нельзя на его прекрасное лирическое стихотворение «И скучно и грустно», где жизнь представляется ему совершенно безрадостной, не отвечающей его надеждам и мечтам.

Лермонтовская тоска

Самокритичный, психопатичный и заносчивый Лермонтов был прекрасен в своем литературном мастерстве. Он рано осознал, что его мечтам не суждено сбыться. А ведь он хотел стать великим полководцем или писателем. Однако полководцем он не стал, да и занять особую нишу в литературе своих современников тоже не получилось.

Лермонтов буквально боготворил Пушкина, во всем подражал ему и очень хотел стать таким, как его кумир. Но в итоге признал, что второго Пушкина из него не выйдет. Более того, Лермонтов снискал себе дурную славу из-за своих резких, критичных, обличающих и вольнолюбивых литературных творений. От него - потомственного дворянина, отвернулись все влиятельные представители высшего общества Петербурга и Москвы. Власти считали, что он своим творчеством вносит в общество раздор и смуту.

Анализ «И скучно и грустно» Лермонтова говорит о том, что в последние годы жизни поэт находился в тяжелом депрессивном состоянии. Поэт не только предчувствовал свою смерть, но и подсознательно стремился к ней.

И единственное, что в тот момент его по-настоящему беспокоило, это вопросы философского характера: смысл его жизни, для чего он на этом свете, почему его жизнь такая безрадостная и никчемная. Именно в этот сложный период осмысления у Лермонтова в голове рождается это известное стихотворение под названием «И скучно и грустно». В нем он подводит некую черту под своим неудачным творчеством и не сложившейся жизнью.

Лермонтов «И скучно и грустно». по плану

Если кратко стихотворение по плану, можно отметить несколько основных пунктов: дата создания, эпоха, литературный жанр, тема, мотив, средства выразительности. Собрав все эти составляющие воедино, можно узнать много интересного об авторе.

Вот, например, если говорить о создании этого произведения, то оно было написано в 1840 году буквально за год до роковой дуэли поэта. А в июле 1941 года Лермонтов покинул этот унылый и невзрачный мир, который не оправдал его надежд.

Это известное произведение было написано в стихотворной форме в жанре элегия. Насыщенное эпитетами, оно относится к шедеврам русской литературы XIX века. Тема грусти и одиночества выбрана поэтом не случайно, его угнетенное состояние полностью совпадало с его духовным миром, просвета в котором он уже больше не видел. Да и жизненные силы его были на исходе.

Анализ «И скучно и грустно» Лермонтова открывает нам тайну одиночества поэта, который от безысходности впадает в страшное уныние и признается в этом в своих трогательных строчках: «И некому руку подать в минуту душевной невзгоды».

В это время Лермонтову исполнилось всего лишь 27 лет, но поэт уже отмечает, что в душе его не осталось никаких желаний. Об этом говорят строки: «Что пользы напрасно и вечно желать?». Поэт как будто предугадывает свою судьбу, и что ничему хорошему сбыться уже не суждено.

Тема любви к женщинам у него ослабела и тоже не представляет для него никакого интереса. Лермонтов считает, что ему уже некого любить, он понимает, что опять лишь на время, и как он сам пишет, «вечно любить невозможно».

Лермонтов «И скучно и грустно». Анализ стихотворения

В следующих строках стихотворения прослеживается досада о том, что в прошлом остались доблесть и отвага его кумиров, к которым он причислял декабристов и Пушкина. Он пишет, что «прошлого нет и следа».

К тому же анализ «И скучно и грустно» Лермонтова говорит еще и о том, что теперь автор не хочет быть рабом страстей и пороков, которые, как недуг, исчезнут «при свете рассудка». Что жизнь для него представляется «пустой и глупой шуткой», в которой нет целей и желаний, нет смысла и радости.

Исповедь русского гения

По стилю это произведение выглядит как некая рифмованная исповедь великого гения, подытожившая все его представления о жизни. Анализ «И скучно и грустно» Лермонтова говорит о том, что поэт очень сильно устал от бренного бытия. Однако он ведь еще так молод. Откуда в его голове взялись мысли о бессмысленности своего существования? Наверное, все потому, что его тонкая, чувствительная и ранимая натура не оставалась равнодушной ко всему, что происходило вокруг него и России.

Его по-настоящему потрясла предательская И если бы судьба дала ему шанс родиться немного раньше, то он наверняка оказался бы или на или в боевых военных рядах Суворова или Кутузова.

Действительно, Лермонтов оказался героем не своего времени. Разбирая тему школьной программы «Лермонтов "И скучно и грустно". Анализ стихотворения», хочется отметить, что очень зря поэт так пренебрежительно и легкомысленно отнесся к своему писательскому и поэтическому таланту. Ведь он даже и предположить не мог, что через несколько десятилетий его шедевры будут блистать наравне со знаменитыми произведениями его учителя - Александра Сергеевича Пушкина.

Великий Лермонтов

Теперь уже невозможно и предугадать, что было бы, если бы Лермонтов заранее знал, что станет великим Что его необыкновенно лирические и красивые произведения будут покорять и восхищать пытливые умы подрастающего поколения.

Жаль, конечно, сознавать, что на тот критический момент возле него не оказалось ни одного настоящего друга, который бы смог поддержать, подбодрить и переубедить поэта в том, что все, что он творил, совсем не напрасно и не бессмысленно, и что его предвзятое отношение к своему творчеству абсолютно глупо и беспочвенно. Может быть, тогда и судьба поэта сложилась бы по-другому. И тогда не было бы нелепой трагической смерти такого великого человека, как Лермонтов. «Скучно и грустно» анализу поддается очень легко, там все просто и понятно. Но почему-то, прочитав его с глубоким вниманием, сразу становится как-то невесело и тяжело на душе. Вот в этом-то и заключается огромный поэтический талант великого Лермонтова, которого мы так ценим и любим.

В 9 классе школьники изучают творчество М. Ю. Лермонтова. Строки хрестоматийного произведения «И скучно, и грустно…» остаются в памяти надолго. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «И скучно, и грустно» по плану.

Краткий анализ

История создания – было написано в 1840 г., когда 27-летний Лермонтов переживал кризис в карьере и личной жизни.

Тема стихотворения – одиночество, раздумья над сущностью человеческой жизни.

Композиция – Произведение являет собой монолог лирического героя, который по смыслу можно разделить на три части. Это мысли о желаниях, любви и страсти. В завершении автор подает лаконичный вывод. Формально стихотворение состоит из трех катренов, что соответствует содержанию.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырех- и трехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка».

Эпитеты «лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно».

История создания

Сегодня русскую литературу сложно представить без творчества М. Ю. Лермонтова. Тем не менее, сам поэт был несколько разочарован своим талантом. Он считал, что никогда не станет таким же великим, как Пушкин. Его мечты стать выдающимся полководцем тоже были разрушены, так как война была окончена в 1812 году, а проявить себя сейчас было негде.

Михаил Юрьевич рано потерял мать. Влюблялся мужчина не раз, но отношения длились недолго. До смерти он хранил теплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было прожить вместе. Не удивительно, что на протяжении всей своей жизни поэт чувствовал себя одиноко. В его поздних стихах проблемы одиночества и пустоты бытия проявляются все чаще. От его творчества веет пессимизмом и унынием. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 г.

Тема

В центре авторского внимания тема одиночества, к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни. Главный образ стихотворения - лирический герой. Во время прочтения стиха воображение рисует мужчину, который успел испить горького напитка из чаши жизни.

Уже в первых строках звучит мотив одиночества: «некому руку подать» . Особенно тяготит оно человека, в трудные минуты. Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.

Во втором куплете он идет еще на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твердо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой мужчине тоже невыносимо, так как все, что внутри него ничтожно.

Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьез не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь - игра».

Композиция

Анализируемый стих - монолог-рассуждение автора. Он делится на несколько небольших частей, посвященных разным аспектам человеческого бытия: желаниям, любви, страстям. В последних двух строках автор окончательно подводит черту под сказанным. Формально произведение делится на три катрена.

Жанр

Произведение можно определить как элегию, это грустные размышления над актуальной для человека проблемой. В стихе яро выражен мотив разочарования. Написан он разностопными строками: четырех- и трехстопным амфибрахием. М. Лермонтов использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

В тексте есть метафоры - «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»; эпитеты - «лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». Сравнений в стихотворении нет. Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций: риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первом куплете автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: «Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 63.

Загрузка...