aqua-kop.ru

Житейские воззрения дю брезье. Трилогия о лисбет саландер Кто такая Ева Габриэльссон

Сегодня в прокат выходит продолжение трилогии о хакере Лисбет Саландер и журналисте Микаэле Блумквисте. Впрочем, слово «продолжение» – определение только наполовину верное. Трилогия «Миллениум», написанная в начале двухтысячных, увидела свет уже после смерти автора и буквально взорвала литературные (и не только) круги. Разумеется, следом за книгами последовали экранизации – шведская киносерия воспроизвела на экране все три романа Ларсона, а вот в случае с американским ремейком все ограничилось фильмом, основанным на первой книге.

Впрочем, какой именно вклад , который обычно отличается сильным авторским видением, внес в ремейк, судить сложно – большую часть времени « » с и напоминала покадрово переснятый шведский фильм, хотя стиля и роскошной картинки ленте было не занимать (технический «Оскар» тому подтверждение). Так или иначе, дальше первого фильма в Голливуде дело не пошло, а потому было решено сосредоточиться на создании новой картины, снятой по мотивам четвертого романа о Лисбет Саландер. Тут стоит сказать, что писал его не Ларсон, а коллега писателя Давид Лагеркранц . Книгу, к слову, раскритиковала и шведская пресса, и вдова Стига Ларсона. Факт не то чтобы особенно имеющий отношения к экранизации, но определенно настораживающий.

Итак, Лисбет Саландер и Микаэль Блумквист (здесь их играют звезда « » и ) по-прежнему живут в Стокгольме и продолжают заниматься своими делами: хакерством и журналистскими расследованиями. В какой-то момент к Саландер обращается запуганный спецслужбами ученый, потерявший доступ к своей сверхмощной программе, оставшейся в Агентстве Нацбезопасности США. Он уже попросил помощи у Службы государственной безопасности Швеции, но все же сомневается в компетентности агентов, а потому решает пойти к независимому эксперту, то есть Лисбет, заодно приведя с собой маленького сына. Саландер соглашается, быстро смотрит видео на Youtube и за минуту хакает АНБ.

Американский агент по ту сторону океана (), а именно в Мэриленде, в это же самое время не успевает вырубить сервера, понадеявшись на свои авторитет и прокаченные скилы, а потому спустя несколько часов злой как черт прилетает в Швецию, чтобы забрать назад чудо-программу, способную дать управление ядерными ракетами половины мира. Впрочем, за зашифрованным диском начинают охотиться уже и служба безопасности Швеции, и некие «Пауки» – сеть преступников, готовых на все ради достижения своей цели.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Главная проблема « » – отсутствие атмосферы (из скандинавского здесь только снег и вышеобозначенный Стокгольм, хотя «ремейканизация» очевидна и герои чаще говорят об Америке и Сан-Франциско) и наличие множества сценарных дыр и просчетов. На протяжении всего фильма в руках Лисбет и ее друзей оказывается волшебный ключ от всех дверей – героиня может угнать любую машину, хакнуть что угодно, уйти из-под носа у преследователей и при этом даже не особо пострадать (практически не влияющие на способность к перемещению огнестрелы не в счет – невероятно, но факт). Иными словами, весь фильм является иллюстрацией принципа deus ex machina, который реализуется даже без особых ухищрений.

«Девушка, которая застряла в паутине» не работает и в жанровых рамках: Лисбет упорно не убивает тех, кто хочет убить ее. При том, что авторы сменили героям бэкграунд и попытались сделать непростое прошлое персонажей главной интригой фильма, этот вопрос даже с точки логики остается открытым. То ли Саландер не желает марать руки (мотивация и моральные ориентиры при этом остаются как бы за кадром – она прекрасно справляется с тыканием электрошокером связанным мужикам в причинные места), то ли ее такое поведение попросту прописано авторам и дает им возможность еще сильнее затянуть повествование. Ради чего это происходит – тоже непонятно: несмотря на то, что «Девушка, которая застряла в паутине» невероятно стильно снята, экшен-эпизодов в ней не так много. Да, местечковые заварушки случаются регулярно и бодро, придраться к этому пункту сложно, но катарсиса, к которому так настойчиво и долго ведут создатели, не происходит – все силы заканчиваются примерно на половине пути.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Картина эксплуатирует дешевые подставы, которые задевают как зрителей, так и самих героев. Иногда такая рекурсия и «подстава в подставе», когда персонажи обманывают друг друга, прекрасно срабатывает в рамках фильма, но чаще все же дает сбой. Бросается в глаза и разница между Лисбет и Микаэлем – в оригинале персонажи тоже были слишком разными, чтобы «монтироваться» друг с другом, но в новом фильме существует какой-то катастрофичный разрыв – Саландер, которую играет 34-летняя Фой, выглядит заматеревшей героиней, способной удержать на своих хрупких плечах всю тяжесть мира, а 40-летний Сверрир Гуднасон – не более, чем маленьким невинным мальчиком на побегушках. Он по сути и исполняет именно такие функции – между героями нет диалога, они не работают в команде, а просто взаимодействуют в рамках одного кадра, и то с большой натяжкой.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Напряженность в отношениях Лисбет и Микаэля тоже выглядит надуманной – о том, что между героями что-то было зритель узнает на середине фильма и как бы между прочим. При этом не стоит забывать, что речь идет о ключевых фигурах, которым просто противопоказано быть настолько обезличенными. Остальные персонажи и вовсе выглядят законченными идиотами – тщеславными и самовлюбленными: американский агент бросает через плечо что-то про привилегии, а затем вляпывается так, что мало не покажется. Кроме того, лента , снявшего напряженный триллер « » переполнена символами, которые зачастую выглядят пустышками, а законы физики в ленте работают через раз.

«Девушка, которая застряла в паутине» невероятно уместно смотрится в эпоху #Metoo и всколыхнувших общественность секс-скандалов. Но первоначальная идея Ларсона о том, что Лисбет Саландер представляет собой защитницу обездоленных и героиню, наказывающую мужчин, которые плохо обращаются с женщинами (тема вообще неплохо развита в скандинавской литературе и кинематографе), здесь уходит немного в другую сторону. Во главу угла ставится мотив отказа от родственных связей и травм, с которыми это так или иначе связано – неважно, является ли подобное решение (или даже отрешение) причиной или последствием.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Но и здесь сценарий способен подкинуть подлянку. «Хорошо, что они оба мертвы», – безапелляционно отрезает Лисбет, говоря об отце и сестре, но ее подруга тут же находит в мусоре такой несентиментальной героини старую фотографию, на которой Саландер запечатлена именно с сестрой (). Да, такие эпизоды немного перебиваются пронзительными пассажами, вроде монолога маленького мальчика о том, что прошлое может заставить тебя исчезнуть, но все равно портят итоговое впечатление от просмотра.

Устрашающий грим Лисбет носит лишь однажды: понятно, что дальше у нее просто нет времени на такие мелочи, но пафосность подобных жестов зашкаливает. Создатели в самом деле вытягивают визуал: на полную мощность работают и вступительные титры, и невероятно кинематографичный взрыв в квартире Саландер, и другие эпизоды. Но в остальном фильм скорее статичен, чем динамичен.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Картина действительно работает на зрителя, но при этом выдает тот факт, что авторы перестарались: макияж и одежда сестры Лисбет Камиллы идеальны и гармоничны, закон кармы работает без сбоев и вызывает глубокое чувство удовлетворения, а сама Саландер не встречает на своем пути к финальной цели практически никакого сопротивления, за исключением пары моментов.

Темы терроризма и работы спецслужб здесь сводятся на нет, попытки Блумквиста порассуждать, тварь он дрожащая или право имеет, – тоже. Создатели в принципе сдвинули Микаэля куда-то на периферию, но из-за этого внезапно провал баланс между героями. В оригинале именно они уравновешивали друг друга. В «Девушке, которая застряла в паутине» роль противовеса для Лисбет отведена ее сестре Камилле. Но это противостояние, даже несмотря на кровные связи, не выглядит напряженным, в нем нет искры: только холод. Отчасти – оттого, что героини и сами измождены, они устали от той жизни, которую ведут и от собственного прошлого. Отчасти – из-за того, что химия между персонажами отсутствует как класс: все персонажи «Девушки, которая застряла в паутине» разрозненны и обособленны, они привыкли действовать в одиночку и сражаться сами за себя. Отчасти – и это самое фатальное и самое обидное одновременно – из-за того, что картинка в случае с новым фильмом франшизы сильнее, чем обычно, превалирует над содержанием.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Трейлер фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Социотипы Лисбет Саландер и Микаэля Блумквиста January 24th, 2014

Автор Стиг Ларссон настолько подробно, видимо, с каким-то трепетом и даже любовью к людям, которые, может быть, совсем того и не заслуживают, описывает каждого героя, который появляется на страницах трилогии, что тут же представляешь Бальзака с его "Человеческой комедией" и огромным числом персонажей, а также тщательным выписыванием деталей, как некоторым кажется, ненужных. Почему же ненужных? - спрашиваю я. Их можно смаковать до бесконечности. Я, например, закайфовала от описания того, как Лисбет покупала мебель в новую квартиру. Так уютно и жизнеутверждающе, что даже странно. Я, кстати, тоже ИЛИ.

Асоциальные личности тоже должны иметь ТИМ.
Лисбет - ЛСИ (Макс Горький), и по книге, и по шведскому фильму. По книге можно доказать, что она Макс, автор постоянно описывает мотивы ее поступков.
То, что она не этик, видно сразу: второго такого замкнутого человека еще поискать. Об интровертности это еще не говорит, т.к. есть экстраверты, стремящиеся не к общению, а стремящиеся к делам, а Саландер - человек очень деятельный!

Впрочем, лучше не типировать по дихотомиям - по моему глубокому убеждению, - а лучше типировать по функциям.
Основная черта - ее опьянял сам процесс сбора информации об интересующем человеке/предмете. 4 "собирателя информации" в соционе - Габ, Баль, Макс, Роб. Это логика на первой функции - она живет и дышит сбором инфы, процессом мышления, деланием выводов и систематизацией.

Теперь предположим ЧС в творческой функции. Властность для Лисбет не свойственна, насилие для нее не самоцель, но инструмент. Волю она проявляет постоянно. Всё это говорит о ЧС на 2-й позиции.

Во 2 книге она не задумываясь убила человека, о котором разузнала, что он мерзавец. Не говоря о том, что сделала со своим опекуном. И ведь она ему четко, по полочкам, разложила, что он должен делать после. То есть она, в общем, живет по системе сама и других к этому склоняет.
В квартире у нее, правда, царил срач, но сама она всегда появлялась на людях подтянутой, в том образе, в котором хотела себя преподнести.

Блумквист фрустрировал ее своей добротой и любвеобильностью, что очень подходит для соцзаказа Макс - Дюма. Но Дюма получается очень странный, с заморочками. Поскольку я сначала смотрела шведские фильмы, то и представила Микаэля как Дюма, - возможно, потому что Нюквист, актер, - СЭИ. В прочтении я добралась уже до середины трилогии и теперь понимаю, что Микаэль скорее Бальзак, как и автор. Отношения, кстати, с Саландер, опять же, неравные, с перекосом и непониманием. Я читала, что Блумквист - альтер эго Ларссона. В таком случае, кажется, что Ларссон идеализировал своего героя, придав ему не только свои черты, но и черты, которые ему хотелось бы иметь.
Блумквист постоянно размышляет, он мыслит всегда и над всем, что ему попадается на глаза, он всё и всех оценивает, но не создает собственной стройной системы. Это и позволяет предположить, что он ИЛИ. Первый раз зайдя к Саландер в квартиру, он тут же раскритиковал ее за беспорядок.

В отношении с женщинами у него столкновение черт, которые трудно заподозрить, что совмещаются в одном человеке.
У него постоянно есть несколько любовниц (СЭИ, ценность - отношения?), но он не ревнует ни одну из них (ИЛИ?), и они возникают как бы сами, без его усилий (ИЛИ?). Оговаривает границы отношений (ИЛИ?). Он холост, точнее, разведен. Жену свою удерживать не пытался (ИЛИ?), зато бесчисленное количество раз пытается возобновить дружбу с Лисбет (СЭИ?). Он мягок и позволяет "вести" себя в отношениях (ИЛИ?).
В общем, ИЛИ перевешивает. А в фильме Нюквист играет скорее СЭИ, либо просто сам актер таков.

Про "Девушку, которая играла с огнем" - я ее сейчас дослушиваю в виде аудиокниги. Насчет Салашенко пока не думала.
Рональд Нидерман очень интересен для рассмотрения. В его описаниях - тоже непрестанных - фоном обязательно идет создание деловых отношений, он их с удовольствием, если это слово применимо к персонажу, строит . Поддержание их (1-я ф. - этика отношений). Нидерман консервативен, подельники у него одни и те же, с годами их число лишь уменьшается. Силовая сенсорика из него так и прет, но, как и для Лисбет, сила для него не цель, а средство (2-я ЧС). Ценит деньги, известность ему не нужна, предпочитает держаться в тени и делать что-то исключительно тогда, когда эти действия ему нужны. Лишнего не размышляет. Всё это складывается в стройную картину Драйзера, ЭСИ. Ах, да. Драйзеров еще называют инквизиторами, наказывающими моралистами. Для Нидермана процесс убийства кого-то - собственно, не убийство, а наказание , оттого, что кто-то ведет себя не так, не согласен играть по его правилам.

З.Ы. Мырикане со своим римейком вообще ни в зуб ногой. Мара слишком нежная, Крэйг черсчур брутальный.

Всемирно известным профессором Болдером успешно ведутся разработки по созданию искусственного интеллекта. Благодаря упорному труду, ему наконец-то удаётся достичь поставленной цели. Для того чтобы мир познакомился с инновационными разработками профессора, он просит помощи у известного журналиста Микаэля Блумквиста для публикации своих научных работ.

Чтобы собственные научные достижения обезопасить от банального воровства, Болдер нанимает одного из лучших в мире хакеров – девушку, которую зовут Лисбет Саландер. Молодая девушка – превосходный специалист в области современных компьютерных технологий. Ей подвластен взлом практически любой защиты. Кроме того, Лисбет прекрасно справляется с защитой данных, размещённых в глобальной сети. Именно ей выпадает шанс ознакомиться со всей информацией, которая хранится на портале национальной безопасности США.

Журналист и девушка-хакер начинают действовать сообща. У них появляется реальный шанс разоблачить преступную группировку, которая называется «Пауки». При этом эта криминальная группа грозит не только Лисбет и Микаэлю, но и всем жителям Стокгольма. Чтобы узнать, чем закончится кинокартина «Девушка, которая застряла в паутине», смотрите и покупайте билеты в кино онлайн на нашем сайте.

Мнение

Что касается технической стороны вопроса, художественный фильм «Девушка, которая застряла в паутине» получился интригующим и динамичным с первой до последней секунды просмотра. Чтобы особо не напрягаться при его просмотре не стоит обращать внимание на диалоги главных героев – они второстепенны и не несут практически никакой смысловой нагрузки.

По сути, у режиссера Федерико Альвареса («Не дыши», «Зловещие мертвецы: Чёрная книга», сериал «От заката до рассвета») получился типичный экшн. Местами он действительно завораживает так, что зритель начинает с интересом вникать в происходящие события. Картинка вполне качественная, что заставляет задуматься о хорошо проделанной операторской работе.

Режиссёр Федерико Альварес – мастер создавать жуткую атмосферу в своих кинолентах. Конечно, ожидать от ленты сверхмощных эмоций не стоит. Местами она действительно интересна, а в некоторых моментах обнаруживаешь стандартные клише. Однако, если есть желание хорошо провести вечер четверга и попытаться сравнить первую часть этой истории со второй (в прошлый раз главных героев играли другие актёры), то добро пожаловать в кинотеатры Уфы.

Стиг Ларссон и его наследие

© Britt-Marie Trensmar

Трилогию «Миллениум» Стиг Ларссон начал летом 2002 года. Ему было 48, и до этого он не написал ни строчки прозы. Известный шведский журналист, Ларссон всю жизнь занимался исследованием правых идеологий и экстремистских организаций, и сочинение романов так плохо вязалось с его фигурой, что даже друзья отнеслись к затее с писательством как к шутке. Микаэль Экман, коллега Ларссона, вспоминал, как в 2001 году они после работы пили виски и фантазировали о том, чем будут заниматься на пенсии. «Я напишу пару книг и стану миллионером», - сказал Ларссон. Экман поднял его на смех. Бывший начальник Ларссона, Курдо Бакси, отреагировал примерно так же, когда тот признался, что пишет роман, и попросил показать рукопись: «Я думал, он шутит».

Но Ларссон не шутил. За два года он сочинил целую трилогию и уже готовил ее к публикации, но утром 9 ноября 2004 года внезапно скончался от инфаркта, когда поднимался по лестнице на седьмой этаж в свой офис. Через полгода первый роман появился в книжных магазинах и сразу стал бестселлером в Швеции, а через пять лет - и во всем мире.

Именно эта необычная траектория жизни (и смерти) писателя на первых порах обеспечила книгам успех. Шутка ли - с нуля сочинил три отличных детектива и умер в дверях славы: мечта маркетолога. Но главная причина популярности трилогии «Миллениум» - это, конечно же, персонажи.

Микаэль Блумквист

В шведской адаптации «Миллениума» центральную мужскую роль сыграл Микаэль Нюквист (злодей из первого «Джона Уика»)

© Нильс Арден Оплев

1 из 2

В американской версии - агент 007 Дэниэл Крейг

2 из 2

Создавая своих героев, Ларссон сознательно шел против канонов. Нуар - жанр вполне устоявшийся: в центре повествования неизменно угрюмый, депрессивный алкоголик-мизантроп типа Харри Холе из , который раскрывает преступления в перерывах между походами в любимый бар и отходняками после запоев. Микаэль Блумквист, основатель журнала «Миллениум» (отсюда - название цикла), в этом смысле персонаж-наоборот: абсолютно здоровый, в меру пьющий журналист-правдоискатель с кристально чистой репутацией; даже его внешнюю привлекательность Ларссон обыгрывает как насмешку над токсичной маскулинностью, характерной для жанра. Блумквист пользуется успехом у женщин, но в рамках книг его интрижки всегда выглядят так, словно это его соблазняют и тащат в постель, что довольно остроумно на фоне закостеневших представлений о неотразимых героях из нуарных романов.

Лисбет Саландер

Роль девушки с татуировкой дракона и на мотоцикле запустила голливудскую карьеру Нуми Рапас («Прометей», «Общак»)

© Нильс Арден Оплев

1 из 2

Лисбет Саландер, как и Блумквист, персонаж-перевертыш. С ней Ларссон поступил еще радикальней: взял все известные стереотипы о героинях-женщинах и вывернул их наизнанку. На выходе получилась агрессивная девушка-хакер с обостренным чувством справедливости и запредельно высоким IQ, одетая как панк и рассекающая по городу на мотоцикле.

Ларссон пытался добиться максимального контраста между героями, и это ему удалось: если Блумквист - противник насилия, который всегда ищет способ соблюсти протоколы, то Лисбет, напротив, ведет себя как мститель из комиксов - собственноручно карает тех, до кого не дотягивается закон. Кроме того, протагонисты у Ларссона равноправны: автор и здесь отказался от стандартного детективного тропа, не разделяя их на Холмса и Ватсона - мозга и его помощника. Именно эта новизна - попытка обыграть затертые клише, - а также химия между героями обеспечили книгам такой успех во всем мире.

Мысль семейная

Семья, пожалуй, главная единица измерения в скандинавской литературе. Все саги начинаются с длинных перечислений родственных связей - кто кого и от кого родил. И тайны в шведских триллерах также чаще всего вращаются именно вокруг выглядывающих из шкафов скелетов. По этой формуле, например, написаны многие романы Хокана Нессера или Анны Янсон: трагедии и преступления в них - результат скорее неустроенности жизни и затаенной обиды, чем злого умысла. Вспомнить хотя бы «Человека без собаки», где в центре сюжета - семейное торжество.

Ларссон не исключение: тема семьи очень важна для него, но и обыгрывает он ее по-своему. Если отсечь лишнее, то «Миллениум» - это одно большое путешествие Лисбет Саландер в поисках настоящей семьи, то есть людей, которые примут и полюбят ее такой, какая она есть. Архитектурно все сюжеты в трилогии выстроены так, чтобы ближе к концу героиня освободилась от всех тиранов и нашла покой. И главный парадокс в том, что угнетатели Лисбет в этой семейной саге - это ее кровные родственники, отец и сводный брат, а также назначенный судом опекун. Романы Ларссона так хорошо продуманы, что даже если читатель и не видит эту смысловую инверсию, то все равно подсознательно чувствует посыл: семья - это вовсе не запись в свидетельстве о рождении, кровные узы - фикция, а с генеалогического древа в любой момент можно отломать ветку и найти новую семью. Именно так и поступает Лисбет, и потому самая последняя сцена, когда она открывает дверь перед Блумквистом, то есть впускает его наконец в свою жизнь, пожалуй, идеальное завершение ее истории.

Кто такая Ева Габриэльссон


© WANDYCZ Kasia / Gettyimages.ru

У самого Ларссона, как и у Саландер, тоже в каком-то смысле было две семьи - родственники и жена. До восьми лет он жил с бабушкой в деревне, затем все же переехал в Стокгольм, к отцу и брату, но в шестнадцать ушел из дома. А в восемнадцать обрел вторую семью - познакомился с архитектором Евой Габриэльссон. Они вместе работали и путешествовали, а в 1981 году и вовсе отправились в Гренаду, где изучали революционный опыт только что освобожденной республики. Габриэльссон играла в жизни Ларссона такую важную роль, что когда трилогия «Миллениум» завоевала мир и журналисты стали копаться в биографии автора, появилась теория о том, что Ева приложила руку к книгам. Это объяснимо - в литературных талантах Ларссона до последнего сомневались даже его коллеги, тогда как Габриэльссон, напротив, всегда была известна не только как архитектор: в молодости она перевела на шведский Филипа К.Дика.

Что случилось после смерти Ларссона?

К сожалению, Ларссон не оставил завещания, а их с Габриэльссон брак не был официально зарегистрирован. Писатель боялся, что если у них будет общее имущество, его общественная деятельность может поставить под угрозу ее жизнь. Поэтому после его смерти все права на книги по закону отошли к отцу и брату.

Габриэльссон пыталась судиться, у нее на руках остался недописанный четвертый роман о Саландер - Блумквисте, и она готова была закончить его, но суд встал на сторону наследников и запретил ей использовать имена персонажей. А уже в декабре 2013 года отец Ларссона объявил о том, что продолжением серии займется журналист-биограф Дэвид Лагеркранц.

Стоит ли читать продолжения «Миллениума»?

Дэвид Лагеркранц

Развивать успешную франшизу после смерти автора - вполне распространенная практика. К примеру, Себастьян Фолкс среди прочих , а Энтони Горовиц оживлял Шерлока Холмса. Но тут есть два нюанса.

Во-первых, Фолкс и Горовиц - опытные писатели, они как минимум владеют основами ремесла, в то время как Лагеркранц - журналист, в резюме которого полубиографические романы об Алане Тьюринге, покорении Эвереста и мемуары , собранные из 100-часовой записи интервью с футболистом.

Во-вторых, продолжение «Миллениума» не имеет никакого отношения к изначальному замыслу Ларссона. Ева Габриэльссон так и не отдала незаконченный черновик наследникам, и Лагеркранцу пришлось писать новую историю с нуля, а это большая проблема, потому что он, очевидно, не имеет ни малейшего представления о том, как работает сюжет хорошего триллера.

Что «Афиша» писала о «Миллениуме» и его сиквелах

    «Девушка с татуировкой дракона»

    «Девушка, которая играла с огнем»

    «Девушка, которая взрывала воздушные замки»

    «Девушка, которая застряла в паутине»

    Лев Данилкин: «Обойдемся без аллилуйщины, но если ваша квота на детективы - один в год, то пусть уж это будет Ларссон»

    Лев Данилкин: «И первая-то книжка была очень увлекательной, однако вторая гораздо увлекательнее: как «Столпы земли» Фоллетта, как «Смилла», как «Граф Монте-Кристо»; до такой степени, что можно на пару дней войти в режим «только чтение», а все остальное делать на автопилоте»

    Лев Данилкин: «Это, конечно, совсем уже не детектив, и даже не политический конспирологический триллер, и даже не офисный сериал про отношения; нечто гораздо более значительное. Беллетри­зованный путеводитель по шведской конституции. Очерк модели взаимодействия частных лиц и госструктур»

    Лев Данилкин: «Роман кишит юриями, иванами и владимирами - депутатами Госдумы, сутенерами, киллерами, хакерами; здесь даже упоминается Никита Михалков. О том, как отнесся бы сам Ларссон к тому, что его книги превратились в оружие холодной войны, остается только гадать»

    Справедливости ради, Ларссон тоже был журналистом и тоже начинал с нуля. У его книг куча недостатков - они избыточны, многословны, у них проблемы с ритмом, - но штука в том, что Ларссон во всяком случае умел создавать харизматичных персонажей и нагнетать атмосферу. Лагеркранц на это неспособен: работая над продолжением, он просто надергал сюжетных ходов из оригинальной трилогии. Помните, как во второй книге «Миллениума» Блумквист догадался, что Лисбет взломала его ноутбук, и общался с ней через текстовый файл на рабочем столе? У Лагеркранца происходит то же самое.

    «Девушка, которая застряла в паутине» - никакое не продолжение серии: это измельченные и перемолотые в блендере фабулы первых трех книг, стерилизованные и разбавленные водой. Почти все сцены в романах Лагеркранца - это разговоры двух людей в комнате или по телефону, причем по телефону они обычно пересказывают другу другу то, что произошло в предыдущей главе. Ни одной попытки построить эффектную сцену: вся книга выглядит как сборник интервью - один длинный диалог сменяется другим.

    Оригинальная трилогия, помимо прочего, отличалась еще и крайней жестокостью: за три романа Лисбет успела облить отца бензином, поджечь его и огреть топором, 381 день просидеть в изоляторе в психушке и прибить брата гвоздями к полу; ее насиловали, избивали, стреляли ей в голову и один раз даже похоронили заживо; она на мотоцикле преследовала маньяка-убийцу, набила на груди у насильника татуировку-слово «свинья» и в одиночку отметелила толпу байкеров. Книги Ларссона в этом смысле - образец скандинавского детектива, увечья и жестокость в них - часть повседневной жизни: в одной сцене героиня завтракает, а в следующей у нее уже сотрясение мозга и пара сквозных ранений - и это нормально.

    Не то Лагеркранц. В новом романе одна сломанная челюсть вначале, убитый передозировкой немощный старик в середине и далее невнятная возня вокруг «таинственного секретного эксперимента над детьми-сиротами», который подается без иронии и похож на сюжет фильма, украденный у Уве Болла. Лагеркранцу попросту недостает ни духу, ни фантазии, ни инстинктов, чтобы дать жару - и на фоне безумия, которое творилось на страницах у автора оригинала, это просто смешно.

    Ларссон как ветхозаветный бог заставлял своих героев проходить самые страшные испытания - Лагеркранц же словно боится навредить им и, если и наказывает персонажа, то как бы понарошку: Лисбет всегда ранена несерьезно - чтобы уже через двадцать минут антилопой скакать по фьордам и палить из пистолета со стопроцентной точностью. В «Девушке, которая искала чужую тень» читатель встречает Саландер в тюрьме - и вот здесь можно было бы сгустить краски и раскрутить юридическую линию, заставить всех героев бороться за жизнь, но нет: Лисбет выходит из заключения через два месяца без единой царапины. Да и тюрьма эта больше похожа на приятный шведский отель с садиком во дворе, кружком керамики и сырниками с брусничным соусом на обед. Если так дальше пойдет, то в третьей книге Лагеркранц поставит Лисбет в угол и запретит ей смотреть телевизор - на большую жестокость к персонажам он, очевидно, не способен.

    Писать сиквел известной серии - затея в принципе очень рискованная; продолжатель так или иначе должен соревноваться с первоисточником, пытаться выйти из его тени, сказать что-то свое. У Лагеркранца такой цели нет: обе его «Девушки» - это романы, кричащие о своей вторичности. Их автор даже не пытается заигрывать с жанром и как-то проявить себя: наоборот, он постоянно ищет способ писать «под Ларссона», спрятаться за ним - и даже в этом терпит неудачу. Сиквелы «Миллениума» недотягивают даже до уровня фанфика: последние могут быть неловкими и кривыми, но по крайней мере всегда написаны с любовью - к писателю-кумиру, героям, атмосфере оригинала. Книги Лагеркранца написаны с любовью к деньгам.

Сейчас во всем мире, включая Россию, очень популярна трилогия Стига Ларссона, главной героиней которой является Лисбет Саландер. Это романы серии "Миллениум": "Девушка с татуировкой дракона", "Девушка, которая играла с огнем", "Девушка, которая взрывала воздушные замки". (Все названия приведены в русской версии перевода. Буквальные переводы другие).

По трилогии вышли фильмы в Швеции и США (пока только первый фильм, который недавно прошел в кинотеатрах России).

Я начала с того, что прочитала первую книгу. Это детектив, довольно интересный, захватывающий. Но слишком много страниц уделено главным героям, особенно Лисбет. В мельчайших подробностях описана ее жизнь, ее привычки, внешность и прочее. Это один из самых необычных персонажей в литературе. И один из самых неоднозначных. Когда смотришь фильм, ощущения недостоверности героиня не вызывает, так как в фильме не показаны мелочи, который прописаны в книге. А читая книгу, хочется воскликнуть: "Не верю!" Героиня даже не окончила школу, а какая она суперумная! Не верю! (Это к недавнему вопросу о важности образования). Ну, хоть что со мной делайте, ни за что не поверю, что человек при всей своей гениальности может говорить по-английски, не изучая никогда этот язык! Здесь автор переборщил явно.

И еще один момент, уже из второй части (не читала, видела только фильм): как можно с двумя пулями в теле и одной в голове, будучи без сознания, вырыться самостоятельно из могилы? Девушка не только суперумная, но и суперсильная (при весе 40 кг и анорексии). Надо заметить, что история не в стиле фантастики. В общем, автора занесло.

В целом книга понравилась. Роман на тему насилия над женщинами. Очень извращенные преступления. Фу!(((

Теперь о фильмах. Шведский и американский фильмы по первой книге, хоть и сделаны близко к роману, но все равно во многом отличаются от него и друг от друга. В американской версии даже концовку о Харриет значительно изменили. Оба фильма интересны по-своему. Очень нравится концовка в романе (самая концовка, когда Лисбет понимает, что влюбилась в Микаэля, покупает ему подарок, видит его с его прежней любовницей и выбрасывает подарок на помойку). В шведской версии этого эпизода нет. А в американской версии он показан очень здорово.

Многие обращают особое внимание на кастинг. Конечно, шведский актер не идет ни в какое сравнение с Дэниелем Крейгом. Крейг краше.:) А вот Лисбет мне понравилась намного больше в шведском варианте.

Шведская Лисбет

Американская Лисбет

А вообще, честно говоря, кастинг хороший и там, и там, поэтому мне пофиг на актерский состав.:)

Вторую и третью книги я не читала. Говорят, они не такие интересные, как первая. Да и лучше фильм посмотреть, мне кажется. И так все понятно.

Шведский фильм по второй книге очень интересный. Мне понравился. А вот третий скучный до невозможности. Действия почти нет. Разговоры, разговоры. В целом вторая и третья части являются прямым продолжением и окончанием истории, начавшейся в первой части. Но не основной ее истории, а истории главной героини.

Загрузка...