aqua-kop.ru

Древние легенды викингов - мифология северных народов. Викинги


Можно смело утверждать, что литература Скандинавии выросла из древнеисландской литературы. Открытие и заселение Исландии явилось одним из результатов походов викингов. Известный исландский ученый Йонас Кристианссон пишет: "На своих быстрых и прочных судах викинги пересекали моря, как молния, обрушивались на острова и побережье и пытались создать новые государства на западе - в Шотландии, Ирландии и Англии, на юге - во Франции и на востоке - на Руси.
Но племена, населявшие эти земли, были настолько могущественны, что немногочисленные группы чужеземцев постепенно растворились среди местного населения, утратив свои национальные черты и язык.
Викинги могли продержаться лишь на тех землях, которые до их прихода не были заселены. Исландия осталась единственным государством, созданным в этот период викингами.

Арн Мудрый (1067-1148), первый исландский автор, написавший краткую историю Исландии ("Книга об исландцах"), сообщает, что первый поселенец обосновался там "через несколько лет после 870 года. Согласно же другому древнему источнику, это произошло в 874 году".
История исландской литературы, как, собственно, и история страны, насчитывает более тысячи лет.
Во всем мире известны сказания о богах и героях, дошедшие до нас благодаря песням "Старшей Эдды".
"Старшая Эдда" - это сборник мифологических и героических песен, сохранившийся в единственном списке - "Королевском кодексе", найденном в Исландии в 1643 году.
До недавнего времени этот пергамент хранился в Копенгагене, но в апреле 1971 года многие древнеисландские рукописи, по решению датского парламента, были переданы в Исландию, где в ее столице - Рейкьявике - был создан Институт рукописей Исландии, целью которого является способствовать распространению знаний о языке исландского народа, его литературе и истории. Вся древнеисландская поэзия распадается на два вида поэтического искусства - эддическую поэзию и поэзию скальдов.

Эддическая поэзия отличается тем, что авторство ее анонимно, форма её относительна проста, а рассказывает она о богах и героях, либо содержит в себе правила житейской мудрости.
Особенностями эддических песен является их насыщенность действиями, каждая песнь посвящена одному конкретному эпизоду из жизни богов или героев, и их предельная краткость. "Эдду" условно делят на 2 части - на песни о богах, в которых содержатся сведения по мифологии, и песни о героях.
Самой знаменитой песней "Старшей Эдды" считается "Прорицание вёльвы", в которой дается картина мира от его сотворения до трагического конца - "гибели богов" - и нового возрождения мира.

Ранняя исландская поэзия связана с языческими верованиями. Многие из древнейших поэм посвящены языческим богам, а само искусство стихосложения считалось даром верховного бога Одина.
Есть в "Старшей Эдде" и песни общегерманского происхождения - например, песни о Сигурде и Атли. Сказание это южно-германского происхождения и наиболее известно по "Песни о Нибелунгах".
Правила поэзии и пересказ древнескандинавской мифологии содержится в "Младшей Эдде", принадлежащей скальду Снорри Стурлусону (1178-1241).

На русский язык "Старшая Эдда " переводилась три раза - первый раз талантливой переводчицей и исследователем древнеисландской литературы С. Свириденко, в советское время - А. Корсуном, и совсем недавно - В. Тихомировым, подготовившим свой перевод совместно с крупнейшим современным скандинавистом-медиевистом О. Смирницкой.
До революции 1917 года в России существовало великое множество переложений и пересказов древнескандинавских мифов. После 1917 года было опубликовано лишь одно переложение этих мифов для детей, принадлежащее Ю. Светланову.
Однако недавно на русском языке появилась прекрасная книга современного датского писателя Ларса Хенрика Олъсена "Эрик сын человека", представляющее собой в увлекательной форме написанное путешествие по миру богов и героев.

Асы, в скандинавской мифологии основная группа богов во главе с Одином, отцом большинства асов, которые любили, сражались и умирали, поскольку, подобно людям, не обладали бессмертием. Эти боги противопоставляются ванам (богам плодородия), великанам (етунам), карликам (цвергам), а также женским божествам - дисам, норнам и валькириям. Они жили в небесной крепости Асгард, которая соединялась с землей людей, Мидгардом, радужным мостом Биврёст.

I. Сигрлами, сын Одина, был королем Гардарики. Ему наследовал сын его Свафрлами. Однажды Свафрлами (H, Сигрлами R), будучи на охоте, увидел при заходе солнца большой камень, а возле него двух карликов. Король преградил им доступ в камень заколдованным мечом. Карлики стали просить пощады. Узнав, что перед ним находятся Двалин и Дулин, самые искусные из двергов, король потребовал, чтобы они ему приготовили возможно лучший меч, который бы рубил железо, как ткань, и никогда не покрывался ржавчиной, доставлял победу в битвах и поединках своему владельцу. Они согласились. В назначенный день король приехал к камню и получил желаемое оружие.

К западу от Асгарда с незапамятных времен лежит Ванахейм, царство могучих и добрых духов Ванов. Эти духи никому не причиняют зла. Они редко выходят за пределы своей страны, и им не приходится встречаться с людьми и великанами.

Асы и Ваны долгие годы жили в мире друг с другом, но как только из Йотунхейма пришли норны и золотой век окончился, Асы все с большей завистью стали смотреть на огромные богатства своих соседей и наконец решили отнять их силой.

Высоко-высоко над облаками, так высоко, что ни один даже самый зоркий человек не может ее увидеть, лежит прекрасная страна богов Асгард. Тонкий, но прочный мост Бифрест — люди называют его радугой — соединяет Асгард с землей, но плохо придется тому, кто осмелится по нему подняться. Красная полоса, которая тянется вдоль, — это вечное, никогда не потухающее пламя. Безвредное для богов, оно сожжет любого смертного, который осмелится к нему прикоснуться.

Бальдр («господин»), в скандинавской мифологии юный бог из асов, любимый сын Одина и Фригг, богини земли и воздуха. Прекрасного Бальдра называли мудрым и смелым, а его любящая и нежная душа излучала свет. Неожиданно юноше стали сниться зловещие сны, предвещавшие смерть. Обеспокоенный Один оседлал своего восьминогого жеребца Слейпнира и отправился в царство мертвых. Колдунья-провидица поведала ему, что Бальдр погибнет от руки собственного брата, слепого бога Хёда.

Беовульф («пчелиный волк», т. е. «медведь»), герой северного и англосаксонского эпоса, одолевший двух ужасных чудовищ. Юный воин из народа гаутов, Беовульф отправился за море, в Данию, чтобы избавить короля данов Хродгара от постигшей его напасти: много лет в королевский замок Хеорот пробирается по ночам свирепое чудище Грендель и пожирает дружинников.

В ночном единоборстве Беовульф сжал Гренделя с такой силой, что тот, вырываясь, лишился руки и уполз в свое логово, где истек кровью и испустил дух. Мать Гренделя, еще более мерзкая тварь, пыталась отомстить за убийство сына, и Беовульф, преследуя чудовище, опустился в ее хрустальную подводную пещеру.

Браги, в скандинавской мифологии бог-скальд, сын Одина и великанши Гуннхольд, муж Идунн, хранительницы молодильных яблок. Браги родился в сталактитовой пещере, где его мать Гуннхольд хранила мед поэзии. Карлики-цверги подарили божественному ребенку волшебную арфу и отправили в плавание на одном из своих чудесных кораблей. В пути Браги пел трогательную «Песню жизни», которая была услышана на небесах и боги пригласили его в свою обитель Асгард.

Брунхильд, Брунгильда («поединок»), героиня скандинаво-германской мифологии, самая воинственная и самая прекрасная валькирия, бросившая вызов Одину: она даровала победу в битве не тому, кому предназначал он.

В наказание бог погрузил ее в сон и сослал на землю, где Брунхильд должна была лежать на вершине холма Хиндарфьялль, окруженная огненной стеной. Прорваться сквозь бушующее пламя мог лишь Сигурд (герм., Зигфрид), знаменитый герой, сразивший дракона Фафнира.

Тот, кто был отчаянно храбр при жизни, увидит Вальхаллу - обитель героев. И будет он там пировать и воевать вместе с духами благородных предков. А презренных трусов после смерти норны уносят в Хель, где им суждено вечно мерзнуть в адском холоде. Многие легенды викингов основаны на проявлении таких качеств, как доблесть, отвага. Северные народы постоянно вели войны, что, безусловно, отразилось на их .

В легендах викингов всегда побеждает сильнейший. Однако не следует полагать, что северные народы в своей мифологии не пытались внедрить идею неизбежного возмездия за причиненное зло. Хорошей иллюстрацией этого примера является легенда древних викингов о наказании, понесенном Локи.

Как боги наказали Локи

Локи пытался скрыться от гнева богов, на горе у водопада он выстроил себе особый дом. В хижине было четыре двери, что позволяло Локи одновременно смотреть на все стороны света. Увидев своих преследователей, Локи должен был превратиться в лосося и нырнуть в воду. Мудрые вороны Мунин и Хугин открыли его убежище и сообщили об этом Одину.

Тем временем Локи плел сеть, чтобы с ее помощью заняться рыбной ловлей. Завидев приближающееся воинство, он, недолго думая, бросил сеть в огонь, а сам нырнул в воду. Боги сразу поняли, для чего Локи сжег сеть, они сплели точно такую же. Первая попытка закинуть сеть обернулась неудачей, на второй раз боги выловили немного мелкой рыбешки. Закинув сеть в третий раз, им удалось поймать жирного лосося, в которого превратился Локи.

Локи привели в пещеру и привязали его к трем камням. Над ним повесили змею таким образом, чтобы ее яд капал Локи на лицо. Совершив свою месть, боги удалились. Тем временем верная жена Локи, которую звали Сигюн, пробралась в пещеру и подставила чашу под капающий яд. С тех пор она терпеливо стоит и ждет, пока чаша не наполнится доверху. Затем на несколько минут Сигюн отходит, чтобы опорожнить чашу. В это время капли яда проливаются на лицо Локи, причиняя ему страшную боль, он с силой рвется, сотрясая землю. Локи суждено находиться в оковах до гибели богов…

Сумерки богов - час битвы пробил

На протяжении многих дней священную обитель богов окутывали грозные и мрачные тучи. Сыновья волка Фенрира преследовали повсюду солнце и луну, чтобы породить сумрак и холод. По всей земле бушевали ураганы, гнали огромные волны и выворачивали с корнями вековые деревья. И даже до самого Асгарда доносились завывания бури.

Целую вечность великаны вынашивали планы нападения на богов. Бог Один предчувствовал, что пробил час битвы, он вооружился копьем Гунгнир и сменил на шлем свою большую шапку. И призвал Один свою личную стражу - лучших воинов, которых прозвали Неистовыми Безумцами. В своем дворце Валгаллы он собрал всех богов. Один объявил, что духу огня Локи и волку Фенриру удалось освободиться, что они возглавили войско великанов и близится час битвы. Им на помощь из был послан корабль, перевозящий нежить.

Весь Асгард находился в ожидании небывалого сражения. Земная кора покрылась трещинами, бушевали снежные бураны. И вот однажды пронзительно закукарекал петух, живущий на крепостной стене Валгалл. Боги, возглавляемые Одином, выступили навстречу своим врагам. И только Один знал, каким будет исход сражения…

На первый взгляд может показаться, что легенды викингов . Однако, изучив более подробно мифотворчество народов севера, исследователь понимает, что большинство древних легенд не лишены своеобразного очарования. Викинги верили, что некоторые предметы способны приносить несчастье.

Проклятое кольцо Андваринаут

Среди северных народов кольцо считалось символом славы, богатства и власти. В некоторых случаях кольца заменяли деньги, эти украшения также дарили по случаю знаменательного торжества. Многие легенды викингов также упоминают о магических кольцах. Так один миф повествует о кольце Андваринаут, что принесло много несчастий богам.

Выковал злополучное кольцо один карлик по имени Андвари. Этому нечестивцу посчастливилось узнать, где речные девы хранят свое золото. Выкрав это золото, Андвари изготовил некое волшебное кольцо, отличавшееся великой силой. А тем временем речные девы так оплакивали утрату своего сокровища, что даже вода почернела.

Хитрый карлик Андвари затаился в подземном озере после того, как он спрятал украденное золото. Магическое кольцо, изготовленное Андвари, пожелали получить как боги, так и их недруги. На поиски волшебного сокровища отправились боги Фригг, Один, Локи, Хёнир, Фрейр: для этих целей они посетили мир людей - Мидгард.

Древние легенды викингов повествуют о , способных служить талисманами или системой предсказания, в зависимости от надобности того, кто их использует. Рунические письмена по легенде передал людям бог Один, который пригвоздил себя к дереву Иггдрасиль и находился в таком положении на протяжении девяти дней. Как повествуют легенды норвежских викингов, на девятый день Одину был открыт сакральный смысл рун.

Руны использовались не только в качестве письменной системы. Их также применяли для предсказания будущего. Но наибольшее распространение получили , которые изготовлялись для защиты от врагов или для привлечения удачи.

Вселенная викингов

В легендах викингов фигурируют следующие миры:

Митгард - творение Асов и мир людей. Но это не просто привычная всем Земля, а своеобразный центр мироздания, точка отсчета во вселенной. Именно в Мидгарде происходит последний бой богов с армией великанов, сформированной Локи.

Йотунхейм - царство великанов. Древние легенды викингов наполнены такими персонажами, как Йотуны (Инистые Великаны) и Тролли. Великаны представляют собой воплощение - они сильны, но лишены разума. Йотуны насылают на мир людей град, непогоду, снежные лавины и шторма.

Муспельхейм и Нифльхейм (дословно переводятся, как Дом Огня и Дом Холода). Обитателями этих миров являются огненные и снежные великаны. Как гласят легенды викингов, обитатели "ледяного" и "огненного" никогда не враждовали между собой. Напротив, они были союзниками и не раз оказывали услуги друг другу.
Ванахейм - обитель добрых духов. Некая мифическая страна, расположенная к западу от Асгарда и Митгарда. Добрые духи Ваны не покидают пределов Ванахейма, и потому не встречаются ни с Асами, ни с людьми. Ваны помогают сделать почву плодородной.

Упоминаются в легендах викингов и миры карликов - Свартальфахейм (обитель черных карликов) и Лёссальфахейм (царство эльфов). Гномы занимаются добычей золота и драгоценностей, разработкой подземных рудников. Среди них можно встретить немало мудрецов.

Асгард - обитель богов. Основная задача богов - защищать мир людей от вторжения Великанов. Следует отметить, что легенды викингов не приписывают Асам непогрешимости. Боги несут ответственность за свои поступки, они воюют и убивают, нарушают данные клятвы. Тем не менее, они необходимы человечеству в качестве единственной защиты от Великанов.

Можно смело утверждать, что литература Скандинавии выросла из древнеисландской литературы. Открытие и заселение Исландии явилось одним из результатов походов викингов. Известный исландский ученый Йонас Кристианссон пишет: "На своих быстрых и прочных судах викинги пересекали моря, как молния, обрушивались на острова и побережье и пытались создать новые государства на западе – в Шотландии, Ирландии и Англии, на юге – во Франции и на востоке – на Руси.
Но племена, населявшие эти земли, были настолько могущественны, что немногочисленные группы чужеземцев постепенно растворились среди местного населения, утратив свои национальные черты и язык. Викинги могли продержаться лишь на тех землях, которые до их прихода не были заселены. Исландия осталась единственным государством, созданным в этот период викингами.

Арн Мудрый (1067-1148), первый исландский автор, написавший краткую историю Исландии ("Книга об исландцах"), сообщает, что первый поселенец обосновался там "через несколько лет после 870 года. Согласно же другому древнему источнику, это произошло в 874 году". История исландской литературы, как, собственно, и история страны, насчитывает более тысячи лет. Во всем мире известны скандинавские саги о богах и героях, дошедшие до нас благодаря песням "Старшей Эдды".

"Старшая Эдда" – это сборник мифологических и героических песен, сохранившийся в единственном списке – "Королевском кодексе", найденном в Исландии в 1643 году. До недавнего времени этот пергамент хранился в Копенгагене, но в апреле 1971 года многие древнеисландские рукописи, по решению датского парламента, были переданы в Исландию, где в ее столице – Рейкьявике – был создан Институт рукописей Исландии, целью которого является способствовать распространению знаний о языке исландского народа, его литературе и истории. Вся древнеисландская поэзия распадается на два вида поэтического искусства – эддическую поэзию и поэзию скальдов.

Эддическая поэзия отличается тем, что авторство ее анонимно, форма её относительна проста, а рассказывает она о богах и героях, либо содержит в себе правила житейской мудрости. Особенностями эддических песен является их насыщенность действиями, каждая песнь посвящена одному конкретному эпизоду из жизни богов или героев, и их предельная краткость. "Эдду" условно делят на 2 части – на песни о богах, в которых содержатся сведения по мифологии, и песни о героях. Самой знаменитой песней "Старшей Эдды" считается "Прорицание вёльвы", в которой дается картина мира от его сотворения до трагического конца – "гибели богов" – и нового возрождения мира.

Ранняя исландская поэзия связана с языческими верованиями. Многие из древнейших поэм посвящены языческим богам, а само искусство стихосложения считалось даром верховного бога Одина. Есть в "Старшей Эдде" и песни общегерманского происхождения – например, песни о Сигурде и Атли. Сказание это южно-германского происхождения и наиболее известно по "Песни о Нибелунгах". Правила поэзии и пересказ древнескандинавской мифологии содержится в "Младшей Эдде", принадлежащей скальду Снорри Стурлусону (1178-1241).

На русский язык "Старшая Эдда " переводилась три раза – первый раз талантливой переводчицей и исследователем древнеисландской литературы С. Свириденко, в советское время – А. Корсуном, и совсем недавно – В. Тихомировым, подготовившим свой перевод совместно с крупнейшим современным скандинавистом-медиевистом О. Смирницкой. До революции 1917 года в России существовало великое множество переложений и пересказов древнескандинавских мифов. После 1917 года было опубликовано лишь одно переложение этих мифов для детей, принадлежащее Ю. Светланову.
Однако недавно на русском языке появилась прекрасная книга современного датского писателя Ларса Хенрика Ольсена "Эрик сын человека", представляющее собой в увлекательной форме написанное путешествие по миру богов и героев.

Скандинавские саги

СКАЗАНИЯ О БОГАХ

Создание мира

Сначала не было ничего: ни земли, ни песка, ни холодных волн. Была лишь одна черная бездна Гиннунгагап. К северу от нее лежало царство туманов Нифльхейм, а к югу - царство огня Муспельхейм. Тихо, светло и жарко было в Муспельхейме, так жарко, что никто, кроме детей этой страны, огненных великанов, не мог там жить, в Нифльхейме же, напротив, господствовали вечный холод и мрак.

Но вот в царстве туманов забил родник Гергельмир. Двенадцать мощных потоков, Эливагар, взяли из него свое начало и стремительно потекли к югу, низвергаясь в бездну Гиннунгагап. Жестокий мороз царства туманов превращал воду этих потоков в лед, но источник Гергельмир бил не переставая, ледяные глыбы росли и все ближе и ближе подвигались к Муспельхейму. Наконец лед подошел так близко к царству огня, что стал таять. Искры, вылетающие из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и вдохнули в него жизнь. И тогда над бескрайними ледяными просторами из бездны Гиннунгагап вдруг поднялась исполинская фигура. Это был великан Имир, первое живое существо в мире.

В тот же день под левой рукой Имира появились мальчик и девочка, а от его ног родился шестиголовый великан Трудгельмир. Так было положено начало роду великанов - Гримтурсенов, жестоких и коварных, как лед и пламя, их создавшие.

В одно время с великанами из таявшего льда возникла гигантская корова Аудумбла. Четыре молочные реки потекли из сосков ее вымени, давая пищу Имиру и его детям. Зеленых пастбищ еще не было, и Аудумбла паслась на льду, облизывая соленые ледяные глыбы. К концу первого дня на вершине одной из этих глыб появились волосы, на другой день - целая голова, к исходу же третьего дня из глыбы вышел могучий гигант Бури. Его сын Бер взял себе в жены великаншу Беслу, и она родила ему трех сыновей-богов: Одина, Вили и Ве.

Братьям богам не нравился мир, в котором они жили, не пожелали они сносить и господство жестокого Имира. Они восстали против первого из великанов и после долгой и жестокой борьбы убили его.

Имир был так огромен, что в крови, хлынувшей из его ран, потонули все остальные великаны, утонула и корова Аудумбла. Лишь одному из внуков Имира - Бергельмиру удалось построить лодку, на которой он и спасся вместе со своей женой.

Теперь уже никто не мешал богам устраивать мир по своему желанию. Они сделали из тела Имира землю, в виде плоского круга, и поместили ее посреди огромного моря, которое образовалось из его крови. Боги назвали землю "Митгард", что означает "средняя страна". Затем братья взяли череп Имира и сделали из него небесный свод, из его костей они сделали горы, из волос - деревья, из зубов - камни, а из мозга - облака. Каждый из четырех углов небесного свода боги свернули в форме рога и в каждый рог посадили по ветру: в северный - Нордри, в южный - Судри, в западный - Вестри и в восточный - Аустри. Из искр, вылетавших из Муспельхейма, боги сделали звезды и украсили ими небесный свод. Часть звезд они укрепили неподвижно, другие же, для того чтобы узнавать время, разместили так, чтобы они двигались по кругу, обходя его за один год.

Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. Однажды на берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а из ольхи - женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий - кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину - Аск, а женщину - Эмбла.

Не забыли боги и великанов. За морем, к востоку от Митгарда, они создали страну Йотунхейм и отдали ее во владение Бергельмиру и его потомкам.

Со временем богов стало больше: у старшего из братьев, Одина, родилось много детей, они построили для себя страну высоко над землей и назвали ее Асгардом, а себя Асами, но и об Асгарде и об Асах мы расскажем вам позже, а сейчас послушайте о том, как были созданы луна и солнце.

Мундильфери и его дети

Невесело жилось первым людям. Во всем мире царила вечная ночь, и лишь тусклый, мерцающий свет звезд немного рассеивал темноту. Солнца и луны еще не было, а без них на полях не зеленели посевы, а в садах не цвели деревья. Тогда, чтобы осветить землю, Один и его братья добыли в Муспельхейме огонь и сделали из него луну и солнце, самое лучшее и самое красивое из всего, что им когда-нибудь удавалось создать. Боги были очень довольны плодами своего труда, но никак не могли придумать, кто же будет возить солнце и луну по небу.

В это самое время жил на земле человек, по имени Мундильфери, и были у него дочь и сын необыкновенной красоты. Мундильфери так ими гордился, что, прослышав о замечательных творениях богов, назвал свою дочь Суль, что означает солнце, а сына - Мани, то есть луна.

"Пусть все знают, что сами боги не могут создать ничего более прекрасного, чем мои дети", - думал он в своем высокомерии. Но, однако, вскоре ему и этого показалось мало. Узнав, что в одном из селений неподалеку живет юноша, лицо которого так красиво, что сияет, как самая яркая звезда, за что его и прозвали Глен, что есть "блеск", Мундильфери решил женить его на своей дочери, чтобы дети Глена и Суль были еще красивее отца с матерью и все остальные люди на земле им поклонялись. Замысел гордеца стал известен богам, и вот в тот самый день, когда он собирался выдать дочь замуж, перед ним неожиданно появился Один.

Ты очень горд, Мундильфери, - сказал он, - так горд, что хочешь сравниться с богами. Ты хочешь, чтобы люди поклонялись не нам, а твоим детям и детям твоих детей и служили им. За это мы решили наказать тебя, и отныне Суль и Мани будут служить людям, возя по небу луну и солнце, именами которых они названы. Тогда все увидят, может ли их красота затмить красоту того, что создано руками богов.

Пораженный ужасом и горем, Мундильфери не мог вымолвить ни слова. Один же взял Суль и Мани и поднялся с ними на небо. Там боги посадили Суль в запряженную парой белых коней колесницу, на переднем сиденье которой было укреплено солнце, и приказали ей весь день ездить по небу, останавливаясь только на ночь. Чтобы солнце не сожгло девушку, братья-боги закрыли ее большим круглым щитом, а чтобы коням не было жарко, они повесили им на грудь кузнечные мехи, из которых все время дует холодный ветер. Мани тоже дали колесницу, на которой он должен был возить по ночам луну. С тех пор брат и сестра верно служат людям, освещая землю: она - днем, а он - ночью. На полях весело зеленеют хлеба, в садах наливаются соком плоды, и никто уже не помнит того времени, когда в мире господствовал мрак и всего этого не было.

Эльфы и гномы

С того дня, когда на небе впервые зажглось солнце, жизнь на земле стала веселее и радостнее. Все люди мирно трудились на своих полях, все были довольны, никто не хотел стать знатнее и богаче другого. В те времена боги часто покидали Асгард и странствовали по свету. Они научили людей копать землю и добывать из нее руду, а также сделали для них первую наковальню, первый молот и первые клещи, с помощью которых были потом изготовлены все остальные орудия и инструменты. Тогда не было ни войн, ни грабежей, ни воровства, ни клятвопреступлений. В горах добывалось много золота, но его не копили, а делали из него посуду и домашнюю утварь - вот почему этот век и называется "золотым".

Как-то раз, роясь в земле в поисках железной руды, Один, Вили Ве нашли в ней червей, которые

Загрузка...